Кабина МС-21 удобна для экипажа, а также безопасности полёта

В рамках рубрики «Словарь Яковлева» серии репортажей пресс-службы ОАК, лётчик-испытатель ОКБ им. Яковлева, Заслуженный лётчик-испытатель РФ Андрей Воропаев рассказал об устройстве кабины экипажа самолёта МС-21. Он ответил на вопросы о компоновке кабины, оснащении, эргономике, а также о внедрении новых систем жизнеобеспечения и безопасности.

Конструкция кабины МС-21 выполнена по двухместной схеме, ставшей стандартом для современных авиалайнеров. Командир воздушного судна занимает левое кресло, правое предназначено для второго пилота. Предусмотрена также установка дополнительного кресла для размещения третьего члена экипажа — бортинженера или наблюдателя.

Заслуженный лётчик-испытатель РФ Андрей Воропаев

Такая опциональность позволяет адаптировать кабину под конкретные задачи и модификации самолёта. При этом, развитие авионики и автоматизация управления позволяют эксплуатировать современные самолёты, в том числе и МС-21, без бортинженера, что является существенным фактором снижения эксплуатационных расходов авиакомпаний.

В МС-21 реализована концепция «стеклянной кабины» с использованием электронных дисплеев вместо традиционных приборных панелей. Это упрощает управление и снижает когнитивную нагрузку на пилотов. Многофункциональные ЖК-дисплеи предоставляют исчерпывающую информацию о состоянии самолёта, навигационной обстановке и параметрах полёта.

Особенностью является электродистанционная система управления (ЭДСУ) с активными боковыми ручками (АБРУ), обеспечивающими более интуитивное управление.

Движения ручки преобразуются в электрические сигналы, передаваемые в бортовой компьютер. Система имитирует естественные усилия и сопротивление, а механическая связь между ручками пилотов улучшает координацию действий экипажа. Характер обратной связи динамически изменяется в зависимости от режима и скорости полёта лайнера. Отличительной характеристикой АБРУ МС-21 является наличие механической связи между ручками управления обоих пилотов. Если один пилот отклоняет свою ручку, ручка другого пилота также отклоняется. Это обеспечивает лучшую ситуационную осведомлённость и согласованность действий экипажа, поскольку каждый пилот непосредственно чувствует действия другого.

Эргономика кабины пилотов МС-21 соответствует современным требованиям инженерной психологии. Всё продумано для удобства и безопасности экипажа. Органы управления расположены оптимально, интуитивно понятны и регулируются под индивидуальные особенности пилотов. В кабине установлены удобные органы управления и подсветка для комфортной работы.

Система жизнеобеспечения включает кондиционирование, освещение, аварийное оборудование и связь. Кондиционирование поддерживает оптимальную температуру и влажность, освещение обеспечивает хорошую видимость приборов даже при ярком свете. Аварийное оборудование включает кислородные маски, спасательные жилеты, средства пожаротушения и аварийные выходы.

В рамках программы импортозамещения авионика МС-21 разрабатывается в России. Ульяновское КБ приборостроения выпускает СУОСО-МС-21, многофункциональные индикаторы и пульты. Московский институт электромеханики и автоматики разработал информационно-вычислительный комплекс для ручного и автоматического пилотирования. Эти разработки обеспечивают независимость от зарубежных поставщиков и стимулируют развитие отечественной авиапромышленности.

СУОСО-МС-21 — комплексная система для централизованного управления самолётными системами. В её состав входят БВК-12, БПС-14, БЗК-1 и БУОС-1, что повышает надёжность и безопасность, сокращает время обслуживания и снижает нагрузку на экипаж.

Важнейший элемент кабины — система электронных полётных планшетов (EFB). Отечественное ПО для EFB оптимизирует выбор режима полёта, анализируя массу самолёта, погоду, характеристики ВПП и действия пилота.

Кабина МС-21 — результат передовых технологий для повышения безопасности, эффективности и комфорта полётов. Программа импортозамещения создала современное бортовое оборудование, соответствующее мировым стандартам и способствующее развитию отечественной авиаотрасли.

По теме: