МС-21 проходит наземные испытания на молниезащиту

В Лётно-исследовательском и доводочном комплексе (ЛИиДК) ОКБ Яковлева в Жуковском продолжаются дополнительные наземные испытания опытного самолёта МС-21-310 с бортовым номером 73051 на оценку уровня защиты от поражения молнией. Это один из этапов сертификации импортозамещённой модификации самолёта.

Итогом испытаний станет получение одобрения главного изменения в отношении систем российского производства. Об этом сообщил начальник бригады электромагнитной совместимости и молниезащиты Антон Клыков в корпоративном дневнике испытаний МС-21, опубликованном ОАК.

«Испытания по молниезащите проводятся совместно со специалистами ЛИИ им. Громова и включают пропуск тока, имитирующего ток молнии, по корпусу самолёта. Цель – измерить уровень наводимых напряжений в бортовой кабельной сети и оценить молниезащищённость бортовых систем при протекании токов молнии по корпусу. Это позволяет выявить и устранить возможные уязвимости в электросистемах и обеспечить безопасность и надёжность самолёта в реальных условиях грозовой активности», – рассказал специалист.

Источник сайта «Авиация России» сообщил, что испытания на молниезащиту самолётов включают моделирование ударов молнии, лабораторные проверки и натурные испытания. Самолёт подвергается импульсам тока до 5 кА и напряжению до 10 кВ, а специализированное оборудование фиксирует параметры наведённого электричества. Некоторые международные стандарты допускают испытания с токами до 200 кА.

Согласно статье в журнале «Труды ВИАМ», чаще всего ударам молнии подвергается носовой обтекатель, который должен быть механически прочным и иметь низкую диэлектрическую проницаемость. Стеклопластики разрушаются при ударе, а углепластики требуют дополнительной защиты. Для этого используют молниезащитные покрытия с металлическими проволоками, например, медными.

Первый опытный самолёт МС-21 борт 73051 в 2022–2023 гг. полностью заменил кабельную сеть и двигатели на ПД-14. В конце 2024 года он был подготовлен к наземным испытаниям на молниезащиту. Ранее, в 2021 году, испытания проводились с иностранной кабельной сетью.

Оценка защиты от молнии важна для повышения безопасности самолётов с сложной электроникой. Работы проводятся в рамках программы импортозамещения.

По теме: