В Жуковском и в Комсомольске-на-Амуре идут испытания опытных самолётов SJ-100. Проверяется работа как импортозамещённого бортового радиоэлектронного оборудования, других систем и агрегатов, так и двигателя ПД-8. В интервью пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации о работе лётно-испытательного комплекса ПАО «Яковлев» и особенностях испытательных полётов рассказал начальник комплекса, лётчик-испытатель Вадим Широких.
– Вадим Павлович, скажите, пожалуйста, вот что это за испытательное оборудование, какую функцию оно выполняет?
– Это специальное испытательное оборудование для места ведущего инженера, бортового оператора. У него есть пульты для ввода отказов, о которых мы уже говорили, – например, в систему управления, двигатели и так далее. Также здесь установлена аппаратура СБИ (система бортовых измерений). СБИ работает постоянно, но на некоторых режимах требуется повышенная частота регистрации данных. В таких случаях используется этот пульт.
Кроме того, здесь размещены камеры, которые фиксируют показания приборов и пультов в кабине. Также выводятся специальные параметры полёта, которых нет у пилотов, или они дублируются – это нужно для дополнительного контроля и помощи экипажу.
– Какова роль ведущего инженера-испытателя?
– Он и называется ведущим, потому что ведёт эксперимент. Он управляет экспериментом и даёт рекомендации экипажу, как правильно всё сделать. А потом оценивает, насколько тот или иной этап полёта или полностью эксперимент был выполнен, насколько качественно, нужно ли что-то повторить.
О запасах прочности, саблетах и выключении ПД-8 на взлёте
– Какое количество человек находится на борту во время испытательного полёта?
– Минимум два члена экипажа – командир и лётчик-испытатель. Максимум для этого самолёта – четыре человека, плюс два ведущих бортовых оператора. Здесь всего два места и больше посадить нельзя, потому что все члены экипажа должны иметь своё место, свою привязную систему и, самое главное, специальные средства спасения: огнетушители, кислородную систему. Всё нужно предусмотреть и подготовить, и каждый член экипажа должен иметь своё спасательное оборудование.
– Частый вопрос от журналистов: почему нельзя взять нас в испытательный полет, чтобы поснимать?
– Это, конечно, здорово, и мне хотелось бы взять. Но все люди на борту во время испытательных полётов имеют специальную подготовку. Они заканчивают школу лётчиков-испытателей. Неважно, пилот ты, инженер или штурман, обязательно проходишь специальную подготовку, где, кроме серьёзной инженерной подготовки, есть подготовка для особых случаев, в том числе аварийно-спасательных. Независимо от того, где ты сидишь, ты должен знать, как действовать. Для этого проходят специальное обучение и получают специальные сертификаты – свидетельства лётчика-испытателя, бортового инженера-испытателя и так далее. Так что, извините, пожалуйста.
– Удивительно, что этот самолёт уже с салоном, багажными полками и обшивкой. Для чего это делается? Испытывается ли салон во время полетов?
– Обязательно. Это сделано не только для красоты, хотя это тоже приятно. Кстати, хочу отметить, что эти багажные полки и обшивка гораздо приятнее на ощупь, чем те, что были в импортных самолётах. Посмотрим, какими будут кресла, надеюсь, не хуже, а лучше.
По теме:
- 23.05.2025 Как испытывают «Суперджет»: о запасах прочности, саблетах и выключении ПД-8 на взлёте
- 20.05.2025 Сертификационные испытания SJ-100 начались в Комсомольске-на-Амуре
- 06.11.2024 В «Яковлеве» рассказали о технических особенностях и испытаниях самолёта SJ-100
- 11.07.2024 SJ-100 и МС-21 – лётные испытания в Подмосковье и на гражданских трассах