Среднемагистральный лайнер МС-21 – дайджест за апрель 2025

Первый полёт импортозамещённого МС-21-310 состоялся 29 апреля на Иркутском авиационном заводе. Экипаж провёл в воздухе 1 час 15 минут на высоте до 3000 метров и скорости 580 км/ч. В полёте проверили работоспособность отечественного бортового оборудования. После заводских испытаний самолёт вернётся в Жуковский для сертификации.

На КнААЗ имени Гагарина модернизируют прессовое оборудование для ускорения выпуска обшивок МС-21, ранее производившихся в Ульяновске на «Авиастаре». Перенос производства связан с необходимостью индивидуального подхода к каждой обшивке, что редко требуется при запуске новых моделей. Последний раз такое было при создании «Суперджета» восемь лет назад. 

Из-за различий в прессах КнААЗ и «Авиастар» переданная оснастка не подходила. Инженер Антон Кривенок нашёл неоптимальные решения. В сжатые сроки был заключён договор с «ИТС», которая подготовила программы для шести обшивок и предложила улучшения в технологии формовки. 

Перенос производства на КнААЗ – часть стратегии по наращиванию выпуска МС-21 и использованию мощностей ключевого предприятия российской авиационной промышленности.

***

На Иркутском авиационном заводе продолжается перевооружение для серийного выпуска МС-21. Завод планирует выпускать 36 самолётов в год. Заменили устаревшее оборудование, реконструировали цеха и внедрили современные технологии.

В цехах 226 и 227 установили пять новых станков «Протон Т250», ещё 11 в стадии наладки. В цехе 246 заложили полуфюзеляжи 24-го комплекта МС-21 в новые станции PF20 и PF30. Станции изготовили специалисты цеха 218 и «Иркут-СтанкоСервиса». Они предназначены для сборки обтекателя и подготовки к стыковке.

Позиционирование проводится с помощью ПО, учитывающего перепады нагрузок. В новых станциях соберут стенки, диафрагмы, установят балки и примерят воздухозаборники. После завершения работ агрегаты отправят на стыковку.

***

В апреле СМИ снова обсудили безопасность полётов МС-21. Генеральный директор ЦАГИ Кирилл Сыпало отметил, что самолёт контролирует более десяти критических параметров, что превышает возможности предыдущего поколения. 

На Ту-204 контролировались четыре параметра (перегрузка, угол атаки, число Маха, скорость), а на МС-21 — динамические перегрузки, критический угол атаки, флаттер, боковая устойчивость, крен, тангаж и другие. 

Активная боковая ручка управления предупреждает пилота о критических режимах с помощью тактильной обратной связи, изменяя усилие или вибрируя. Система также контролирует рыскание, отклонения элеронов и руля высоты, балансировку при отказе двигателя и режимы работы двигателей. 

В ЦАГИ считают, что система безопасности МС-21 превосходит аналоги, обеспечивая высокий уровень защиты от аварийных ситуаций.

***

Минпромторг объявил конкурс на проведение опытно-конструкторских работ с целью повышения конкурентоспособности двигателя ПД-14. ОКР, рассчитанные на решение нескольких ключевых задач, разбиты на три этапа с окончанием работ в декабре 2027 года.

Инженерам предстоит увеличить ресурс двигателя, повысить топливную эффективность, уменьшить массу, добиться дополнительного снижения уровня шума, оптимизировать производственные процессы для сокращения трудоёмкости и материалоёмкости изготовления деталей. На это Минпромторг выделит более 14 млрд 230 млн рублей. Также предстоит доработать ПД-14 по результатам сертификационных испытаний импортозамещённой версии самолёта и начального этапа эксплуатации МС-21-310.

***

Компания «Яковлев» ввела в эксплуатацию пневмокаркасный ангар линейной станции технического обслуживания в аэропорту Курумоч (Самара). Этот ангар стал самым большим подобным сооружением в Европе. Здесь будет организовано техническое обслуживание воздушных судов, в том числе ближнемагистральных «Суперджет 100», а в перспективе и среднемагистральных МС-21-310. Первым процедуру технического обслуживания пройдет самолёт SSJ100 авиакомпании «Россия». На воздушном судне проведут работы по форме 4Y-check (периодическое техническое обслуживание).

***

Замглавы Минпромторга Абраменков сообщил, что сертификационные полёты частично импортозамещённого МС-21 начнутся весной 2025 года, полностью русифицированной версии — летом. Первый полёт после замены иностранных систем прошёл 29 апреля. Параллельно завершается монтаж систем на самолёте 73057. 12 машин находятся в разной степени готовности, ожидая завершения сертификационных испытаний и оснащения.

Фото с борта самолёта сопровождения Як-130. © Д. Денисов / Предоставлено пресс-службой ПАО «ОАК»

Опытный МС-21 борт 73055 прилетел в Иркутск из Жуковского 7 июля 2023 года. В ходе модификации на нём были заменены на отечественные инерциальная навигационная система, вспомогательная силовая установка, системы кондиционирования и регулирования давления, светотехника, пульты самолётных систем. Установлена российская система распределения электроэнергии и гидросистема. Шасси изначально было российского производства. Частично импортные комплектующие на этом опытном самолёте остались в комплексе БРЭО.

Самым сложным и трудоёмким стала замена системы электроснабжения. Французской Thales потребовалось семь лет на разработку аналогичной системы для МС-21-300. Российским инженерам удалось справиться с этой задачей существенно быстрее. Теперь, когда система электроснабжения подтвердила свою работоспособность, работы по интеграции российских компонентов на опытном самолёте 73057 будут ускорены.

В мае планируется выполнить 3-4 полёта по программе доводочных испытаний, после чего борт 73055 выполнит перелёт в Жуковский для прохождения сертификационных испытаний.

Опытный МС-21 борт 73055 прибыл в Иркутск из Жуковского 7 июля 2023 года после замены импортных компонентов на российские: инерциальную систему, ВСУ, системы кондиционирования, светотехнику, пульты, системы распределения электроэнергии и гидросистему. Частично импортные бортовые системы остались.

Наиболее сложной задачей стала замена системы электроснабжения, которую российские инженеры выполнили быстрее французской Thales. После успешного тестирования системы, работы на борту 73057 ускорятся.

В мае запланированы 3-4 полёта для доводочных испытаний, после чего борт вернётся в Жуковский для сертификационных испытаний.

Фото: © пресс-служба ПАО «ОАК»

Первый полёт борта 73055 продлился на полчаса дольше из-за необходимости пропустить другие самолёты, заходившие на посадку в международный аэропорт Иркутска. Об этом сообщил Роман Таскаев. Вместо запланированных 50 минут машина провела в небе 80 минут. Он отметил, что всё шло по плану, но при заходе на посадку воздушная обстановка потребовала пропустить самолёты, заходящие в гражданский аэропорт.

По словам Романа Таскаева, лайнер подтвердил надёжность систем в условиях непредвиденной ситуации. Этот эпизод показал гибкость и адаптивность системы управления самолётом МС-21. Экипаж выполнил задачу, несмотря на изменение планов первого полёта.

* * *

В Жуковском опытный самолёт МС-21-300 (б/н 73054) в рамках сертификационных испытаний в апреле выполнил три полёта на оценку работы компонентов программного обеспечения.