На международной выставке вооружений IDEX 2025 в Абу-Даби представитель Уральского завода гражданской авиации сообщил РИА Новости о начале испытаний двух опытных самолетов УТС-800, переданных Минобороны. Отмечается, что у них высокая скороподъемность и тяговооруженность, что делает их динамичными.
Разработка силовой установки для УТС-800 ведется на УЗГА с использованием турбовинтового двигателя ВК-800СМ. Этот двигатель также будет применяться на пассажирском самолете ЛМС-901 «Байкал» и российско-белорусском ЛМС-192 «Освей».
Разработка двигателя ВК-800 началась в начале 2000-х годов на предприятии «ОДК-Климов» (тогда ФГУП «Завод им. В.Я. Климова»). Проект финансировался за счет собственных средств, целью было создание турбовального двигателя ВК-800В для вертолетов «Ансат» и Ка-226.
В 2003-2007 годах на ВК-800В был разработан полный комплект документации, выпущен эскизный проект, изготовлен опытный образец и проведены стендовые испытания. Однако в последующие 10 лет работа над двигателем была свернута, а на «Ансат» стали устанавливать импортный двигатель.
2018 год
В 2018 году возобновление работ над двигателем мощностью до 800 л.с. было принято весной. Турбовальная версия была заменена на турбовинтовую модификацию ВК-800С для самолетов L-410 и ЛМС-901 «Байкал». Разработка велась совместно УЗГА и ООО «НПК «Лопатки. Компрессоры. Турбины».
Со стороны УЗГА ВК-800С разрабатывали специалисты филиала «Пратт-Уитни Россия» (PWRus), закрытого в 2014 году из-за санкций. Проанализировав конструкторскую документацию на ВК-800С, инженеры-конструкторы пришли к выводу, что для самолёта «Байкал» двигатель требует полного перепроектирования. Проект получил новое название ВК-800СМ – ВК-800С модернизированный.
Двигатель ВК-800СМ становится ключевым для турбовинтовых региональных самолётов
2019 год
В сентябре 2019 года ЦИАМ выдал одобрение на аванпроект применения двигателя ВК-800СМ в качестве силовой установки самолёта «Байкал» с рекомендацией разработать как двухдвигательный, так и однодвигательный варианты ЛМС-901. В том же месяце техдокументация для адаптации двигателя на «Байкал» была передана на УЗГА.
2022 год
В мае 2022 года технический директор дивизиона «Двигатели» УЗГА Леонид Худорожков сообщил, что первый полноценный образец двигателя ВК-800СМ планируется получить в декабре-2022, а предсерийные образцы ожидаются в марте 2023 года.
В июле планируется собрать две базовые установки для проверки основных элементов двигателя ВК-800СМ: камеры сгорания и компрессора. Они будут переданы в Центральный институт авиационного моторостроения в Москве для испытаний.
Технический директор Леонид Худорожков отметил, что в составе двигателя всего 1,5% иностранных компонентов, разрабатываемых российскими предприятиями. По его словам, опытно-конструкторская разработка не предполагает использование иностранных компонентов, поэтому серийное производство будет полностью из российских компонентов.
В сентябре УЗГА начал стендовые испытания газогенератора ВК-800СМ. Были выполнены холодные прокрутки и “горячие” запуски, газогенератор был выведен на рабочий режим. На стенде были смонтированы все 11 систем, включая топливную, масляную и гидравлическую, управление газогенератором осуществлялось с помощью цифрового блока автоматического регулирования.
В ЦИАМ прошли испытания камеры сгорания двигателя ВК-800СМ
2023 год
В марте 2023 года в УЗГА сообщили о завершении стендовых испытаний камеры сгорания, подтвердивших надёжный розжиг на высотах до 8000 м и более 100 успешных запусков газогенератора с проверкой розжига от одной свечи и пониженным напряжением сети.
Однако, о производстве предсерийных образцов ВК-800СМ, как обещал технический директор дивизиона «Двигатели» УЗГА Леонид Худорожков годом ранее, информации не было.
В конце 2023 года планировалось передать ВК-800СМ на лётные испытания в СибНИА в составе Як-40ЛЛ, а на третий квартал 2024 года — первый полёт самолёта «Байкал» с новым двигателем. Завершение сертификации ВК-800СМ ожидалось в конце 2024 года. Всего в Новосибирске планировали выполнить около 20 полётов для проверки двигателя на устойчивость, управляемость и запуск в воздухе.
Разработка многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал» находится на этапе ОКР
2024 год
В сентябре 2024 года глава Минпромторга Антон Алиханов сообщил в интервью телеканалу «Россия-24», что программа разработки ВК-800СМ находится на этапе опытно-конструкторских работ. В 2025 году запланировано завершение сертификации двигателя и винта, сертификат типа на самолёт «Байкал» с двигателем ВК-800СМ будет выдан в 2026 году.
Поставки первых пяти самолётов намечены на 2026 год. В декабре УЗГА передал Минобороны РФ два опытных самолёта УТС-800, однако о типе силовой установки не сообщалось.
2025 год
На выставке IDEX 2025 в Абу-Даби (17-21 февраля 2025 года) УЗГА демонстрирует масштабную модель самолёта УТС-800 и презентацию о преимуществах нового учебно-тренировочного самолёта. УТС-800 с турбовинтовым двигателем удешевит подготовку лётчиков и позволит обеспечить более эффективное обучение, говорится в презентации.
«Турбовинтовой двигатель выбран из-за его экономичности по сравнению с реактивными. УТС-800 более экономичен, чем L-39, что снижает стоимость лётного часа», – отметили в пресс-службе УЗГА.
Информация не даёт однозначного ответа о текущем статусе работ по двигателю ВК-800СМ. Но по косвенным признакам можно предположить, что опытные самолёты УТС-800 проходят лётные испытания с новой российской турбовинтовой силовой установкой.
Сообщения о статусе работ отсутствуют, так как двигатель предназначен для учебно-тренировочного самолёта, разрабатываемого УЗГА в интересах Минобороны РФ, которое не раскрывает информацию о проектах, связанных с обороной. Это создаёт неопределённость в отношении информации о реализации проекта.
По теме:
- 19.05.2024г. Опубликована третья редакция Комплексной программы развития авиапрома…
- 14.12.2023г. Президент России ответил на вопрос о состоянии российской авиаотрасли…
- 05.09.2024г. На ВЭФ-2024 Владимир Путин призвал чиновников ускорить создание самолёта «Байкал»…
- 22.09.2022г. В УЗГА начались стендовые испытания двигателя ВК-800…