19 марта 2025 в Розовой гостиной ДК г.о. Жуковский в рамках Клуба любителей авиации «Взлётная полоса» состоялась встреча с Героем Российской Федерации, заслуженным лётчиком-испытателем РФ Романом Петровичем Таскаевым.
Выдающийся лётчик-испытатель, ученик легендарного А.В. Федотова, он стал шеф-пилотом двух крупнейших самолётостроительных фирм – ОКБ имени А.И. Микояна и ОКБ имени А.С. Яковлева, первым поднял в небо самолёты МиГ-АТ и МС-21, провёл множество сложнейших испытаний, дважды был вынужден катапультироваться в критических ситуациях и до сих пор, перешагнув в конце прошлого года 70-летний рубеж, продолжает испытывать самолёты.
На вечере были показаны уникальные фотографии и кинокадры из личного архива Р.П. Таскаева. Любители авиации смогли задать свои вопросы и получить на них ответы непосредственно от Романа Петровича. Вел встречу историк авиации Андрей Симонов.
28 мая 2017 года лётчики-испытатели О.О. Кононенко и Р.П. Таскаев (ученик и учитель) на Иркутском авиазаводе подняли в небо опытный экземпляр среднемагистрального лайнера нового поколения МС-21.

У МС-21 на российском рынке всего два прямых конкурента – А-320neo и Б-737 MAX 8.
Основные характеристики:
- Максимальная взлетная масса: МС-21 – 79,25 тонны, Airbus A320neo – 79 тонн, Boeing 737 MAX 8 – 82,2 тонны.
- Максимальная полезная нагрузка: МС-21 – 22,6 тонны, Airbus A320neo – 20 тонн, Boeing 737 MAX 8 – 20,88 тонны.
- Максимальная пассажировместимость: МС-21 – 211, Airbus A320neo – 194, Boeing 737 MAX 8 – 197.
- Дальность полета: МС-21-300 – 6000 км, Airbus A320neo – 6300 км, Boeing 737 MAX 8 – 6570 км.
МС-21 и А-320 neo лидируют по максимальной взлётной массе, опережая Б-737 MAX 8 почти на 3 тонны. Из-за этого аэропортовые платежи за Б-737 MAX 8 будут выше на 4% по сравнению с конкурентами.
Б-737 MAX 8 имеет максимальную коммерческую нагрузку всего на 880 кг больше, чем МС-21, что составляет от 8 до 13% проигрыша.
По количеству пассажиров МС-21 превосходит конкурентов на 15-20 мест, за исключением версии Б-737 MAX 8 для ирландского лоукостера Ryanair. Но пока авиакомпания получает самолёты в компоновке на 197 мест, вместо заявленных 210.
МС-21 уступает западным аналогам в дальности полёта из-за меньшего количества топлива: 20,4 т против 26,73 т у А-320 neo и 25,82 т у Б-737. Однако версия для лоукостеров MAX 200 имеет дальность 5000 км, что делает МС-21 конкурентоспособным и в этом показателе.
МС-21 потенциально выглядит привлекательным вариантом для российских авиакомпаний, но важно реализовать его потенциал. Первые результаты эксплуатации будут оценены в следующем году, когда самолёт поступит в авиакомпанию “Россия”. В то время как у Боинга проблемы, а МС-21 готовится к началу эксплуатации, доля А-320neo на российском рынке растёт.

Таскаев сообщил, что конструирование и создание нового самолёта занимает около 5 лет, а его «доводка» может длиться до 10. После этого необходимо сертифицировать самолёт, что означает оценку независимых служб на возможность качественного проектирования, изготовления и эксплуатации. Сертифицируются весь самолёт, его компоненты и бортовое оборудование.
МС-21 получил разрешение на перевозку 211 человек после успешных испытаний по аварийной эвакуации, подтвердивших соответствие современным нормам авиационной безопасности. При выдаче сертификата типа на МС-21-300 компания «Яковлев» получила сертификат разработчика от Росавиации, подтвердивший соответствие требованиям российских авиационных правил. Но это произошло с импортными двигателями и оборудованием.
Сертификационные полеты полностью импортозамещенного МС-21 с российскими двигателями ПД-14 планируют начать летом 2025 года, сообщил министр промышленности и торговли России Антон Алиханов. Сертификация может занять несколько лет, поэтому МС-21 будет готов к перевозке пассажиров не ранее 2028 года, заявил Таскаев.
Статус программы ближне-среднемагистрального МС-21
Получение сертификата соответствия – это только начало. На протяжении всей жизни самолёта авиавласти будут контролировать его создателей, пользователей и обслуживание, чтобы обеспечить надежность и безопасность эксплуатации.