ЦАГИ – полёТу: вековой союз научного поиска и конструкторской мысли

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») связывают прочные партнерские связи с ключевыми разработчиками воздушной техники нашей страны. Ярким примером служат совместные работы с ПАО «Туполев», столетие которого мы отмечаем в октябре этого года.

История опытно-конструкторского бюро началась в 1922 году благодаря деятельности легендарного А.Н. Туполева — ученика и ближайшего соратника Н.Е. Жуковского. За эти годы разработано свыше 300 моделей и модификаций самолетов. Свой вклад в их создание вносил ЦАГИ, организация которого проходила при самом деятельном участии Туполева.

Предшественниками воздушных машин марки «Ту» стали проекты, носившие имя «АНТ». Среди них — серия аэросаней, начало работы над которыми было положено Туполевым в 1919 году, в то время начальником ЦАГИ по опытному цельнометаллическому самолетостроению. Поворотной точкой в развитии советской авиации стал первый металлический самолет АНТ-2 из кольчугалюминия, созданного учеными ЦАГИ. Среди других знаковых проектов того времени — АНТ-20 «Максим Горький», самолет-гигант, «рожденный» в стенах ЦАГИ.

Это — предыстория подлинного авиационного бренда, марки «Ту». Ее «первенцы» — Ту-2, бомбардировщик, проявивший себя в воздушных сражениях Великой Отечественной войны. Боевые и летные характеристики этой машины были существенно усовершенствованы благодаря исследованиям ЦАГИ. Послевоенное время ознаменовалось проектированием Ту-16 — первого советского реактивного дальнего бомбардировщика, для которого в институте разработали предварительную схему со стреловидным крылом, создали и испытали модель. А для знаменитого «русского медведя» Ту-95 ЦАГИ спроектировал уникальный соосный винт, не имеющий мировых аналогов по характеристикам до сих пор.

Эру пассажирской реактивной авиации открыл Ту-104, в разработке которого центр авиационной науки принимал участие с самого начала: от изучения режимов полета до испытаний в гидробассейне на герметичность. Продолжением этого легендарного летательного аппарата стал Ту-124 — один из первых в мире пассажирских лайнеров, оснащенных двухконтурными турбовентиляторными двигателями. При создании прогрессивной машины использовался тот научно-технический задел, который ученые ЦАГИ накопили при работе над Ту-104.

Ту-134 или, как его еще называли, «Стиляга» (за длинный и узкий фюзеляж) — еще одна яркая страница в летописи сотрудничества ЦАГИ и ОКБ А.Н. Туполева. Эти работы стали предысторией «рождения» Ту-154, который побывал в небе всех континентов, в том числе — Антарктиды. Один из самых массовых советских лайнеров в своем классе создавался в тесном сотрудничестве ученых и конструкторов — так, в ЦАГИ была предложена новая компоновка его тонкого стреловидного крыла.

Проектом, опередившим время, стал Ту-144, на котором впервые удалось достичь скорости звука. Специалисты ЦАГИ и ОКБ спроектировали треугольное крыло с наплывом по передней кромке, а исследования, проведенные в институте, легли в основу выбора компоновки силовой установки. Важным достижением стало применение интегральных алгоритмов в автоматизированной системе управления самолета, предложенное учеными центра авиационной науки.

Наглядно хроника сотрудничества ЦАГИ и ОКБ представлена на выставке «Эволюция легенды», приуроченной к юбилейной дате. Подробнее — тут. Ознакомиться с материалами выставки онлайн можно по ссылке.

ПАО «Туполев» — одна из ключевых организаций авиационной отрасли. Головное предприятие дивизиона стратегической и специальной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК» под управлением ГК «Ростех»).

По теме: