Краткий обзор статуса лайнера МС-21 за июнь 2021 года

8 июня 2016 года в Иркутске прошла первая презентация (выкатка) нового российского среднемагистрального лайнера МС-21. Церемония выкатки прошла в присутствии более 700 гостей и участников программы разработки лайнера в специально подготовленном для этой цели ангаре Иркутского авиазавода. Ещё почти год понадобился, чтобы довести первый опытный лайнер до первого полёта. Сейчас сертификационные испытания проходят пять самолётов.

22 июня пятый опытный МС-21-310 с бортовым номером 73055 выполнил перелёт с аэродрома Иркутского авиационного завода в Ульяновск. Здесь на площадке АО “Спектр-Авиа” самолёт проходит окраску, затем он перелетит в Жуковский, где продолжатся сертификационные испытания. Также этот борт будет представлен на МАКС-2021. Посетители авиасалона увидят его как на статической площадке, так и в небе Подмосковья.

24 июня президенту России Владимиру Путину о состоянии программы испытаний и перспективах начала коммерческой эксплуатации МС-21 рассказал глава Ростеха Сергей Чемезов.

На прямой вопрос президента: “… как Вы думаете, когда он у нас выйдет в серии? Когда будет летать?” господин Чемезов заверил, что в серию самолёт пойдёт “уже на следующий год”.

Как скажете, Сергей Викторович, но Денис Валентинович ещё в прошлом году заверял, что всё под контролем и программа МС-21 идёт по графику.

В конце июня 2020 года министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил в интервью газете «Ведомости», что первый лайнер МС-21 может быть поставлен коммерческому заказчику в конце 2021 года. В сентябре 2020-го министр вновь подтвердил эти сроки, сказав в интервью газете «Известия», что в связи с пандемией они были подкорректированы и «сейчас мы идём в графике».

* * *

В июне 2021 года ПАО «Корпорация «Иркут» разместила ряд тендеров на выполнение составной части опытно-конструкторских работ по следующим направлениям:

  • «Разработка, изготовление и поставка прототипов комплекта электрогидравлических рулевых приводов основных поверхностей управления для самолётов семейства МС-21».
  • «Разработка вспомогательного двигателя для вспомогательной силовой установки самолёта МС-21».
  • Поставка планшетов и терминалов в рамках внедрения системы адаптивного планирования и формирования производственного расписания для линии агрегатной и окончательной сборки самолёта МС-21 на принципах мультиагентных технологий.
  • «Разработка, изготовление, испытания и поставка прототипов колеса для передней опоры шасси, тормозного колеса для основной опоры шасси и системы торможения колёс для самолёта МС-21».

Помимо разработки агрегатов, тендерные заявки предусматривают также и серийные поставки готовых изделий.

* * *

В середине месяца генеральный директор «Иркута» Равиль Хакимов сообщил о планах корпорации по дальнейшему развитию самолётов семейства МС-21.

«На МС-21-200 и МС-21-400 разработана конструкторская документация. Как только версия МС-21-300 начнёт летать в авиакомпаниях, в зависимости от спроса мы с большой долей вероятности возьмёмся прежде всего за проект МС-21-400, то есть это среднемагистральный самолёт, который сможет перевозить до 260 пассажиров. И в зависимости от спроса будем смотреть, как запускать МС-21-200», – сказал гендиректор «Иркута». Он пояснил, что это произойдёт не ранее 2024-2025 годов.

* * *

Генеральный директор Иркутского авиационного завода – заместитель генерального директора Корпорации «Иркут» Александр Вепрев рассказал, что первый самолёт МС-21 с композитным крылом из российских ПКМ планируется поставить заказчику в 2022 году. До конца текущего года машина будет передана в Лётно-испытательную станцию. Сейчас продолжается строительство этого самолёта.

* * *

Полёты опытных самолётов МС-21 в июне 2021 года: В июне в небо поднимались три опытных самолёта МС-21. По данным Flightradar24, всего было выполнено 26 полётов общей продолжительностью 81 час 7 минут. Получить данные по самолёту МС-21-310 с бортовым номером 73055 пока не представляется возможным, т.к. в систему FR24 по нему передаются не полные данные.