Интервью с С. Ярковым о перспективах АК им. С.В. Ильюшина

МАКС-2021, прошедший с 20 по 25 июля 2021 года в подмосковном Жуковском, можно справедливо назвать знаковым для всей отечественной авиации. Сразу несколько новых самолетов было продемонстрировано в ходе авиасалона. Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина, входящий в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) госкорпорации “Ростех”, представил новый региональный Ил-114-300, а также транспортник Ил-76МД-90А и создаваемый на его базе новый топливозаправщик Ил-78М-90А.

По итогам МАКС-2021 и в преддверии другого масштабного форума – “Армия-2021”, на котором впервые публично планируется представить еще один новый военно-транспортный самолет Ил-112В, корреспондент ТАСС беседовал с первым заместителем генерального директора ОАК, а по совместительству управляющим директором ПАО “Ил” Сергеем Ярковым об уникальных транспортных самолетах “Ил” и перспективах развития этого сегмента российского авиастроения.

– Сергей Владимирович, расскажите подробнее про новый Ил-114, в чем его преимущества. Почему этот самолет так важен для отечественной авиационной отрасли?

– Мы впервые продемонстрировали Ил-114-300 нашим потенциальным заказчикам и гостям авиасалона на статической экспозиции, показали возможности самолета в воздухе. Он ежедневно участвовал в программе демонстрационных полетов. У этого самолета очень перспективная ниша на внутреннем рынке. Это небольшой неприхотливый, но в то же время комфортный для пассажиров самолет для региональных перевозок.

Статус программы регионального самолёта Ил-114-300

Я бы хотел напомнить, что именно “ильюшинское” КБ имеет успешный опыт создания самолетов для региональной авиации. В свое время одним из флагманов ближнемагистральных перевозок был турбовинтовой Ил-14. Было выпущено около 1,4 тыс. таких машин. Они нашли применение практически во всех отраслях. Это была рабочая лошадка, которая могла эксплуатироваться и в Центральной России, и в труднодоступных регионах, и даже в Арктике. Он имел множество модификаций разного назначения, летал по всему миру, его эксплуатировали авиакомпании в двух десятках стран, а серийно выпускали не только на территории СССР, но и в ГДР, и в тогдашней Чехословакии. Первые версии Ил-114 разработки рубежа 80-90-х стали естественным продолжением этой легендарной линейки самолетов региональной турбовинтовой авиации. Но радикальные перемены в стране на рубеже 90-х приостановили проект.

Самолет Ил-14. Источник изображения: © Пресс-служба ОАК

Сегодня, создавая новый Ил-114-300, мы опираемся на существующий задел, но полностью модернизируем все системы и оборудование самолета, поставщиками которых являются в основном предприятия Ростеха. В этой работе мы ориентируемся на современные технические требования и потребности эксплуатантов. Ключевой элемент – эффективное послепродажное обслуживание. С учетом опыта десятилетней эксплуатации “Суперджета”, а также в рамках подготовки к выходу на рынок МС-21 мы формируем единую эффективную систему ППО для всех гражданских продуктов, включая Ил-114-300. Будем использовать максимум наработок в этом направлении.

Самолет ориентирован на эксплуатацию в регионах Крайнего Севера, Дальнего Востока, Арктики, в условиях от -55 до +45. Возможно его базирование как на бетонных, так и на грунтовых полосах. Он может садиться даже на снежно-ледовую полосу. Самолет у нас спроектирован таким образом, чтобы его можно было обслуживать “с земли”, без использования дополнительного оборудования, которого иногда нет на небольших региональных аэродромах. У него встроенный трап, который также позволяет не зависеть от наземной инфраструктуры. Наш самолет станет рабочей лошадкой, которая придет на замену “антоновской линейке” (самолетам разработки КБ “Антонов”, которое после распада СССР осталось на Украине – прим. ТАСС). “Аны” стареют, перестают соответствовать современным требованиям, которые предъявляются к самолетовождению и безопасности. Безусловно, новые машины будут обеспечивать большую безопасность.

Самолет Ил-114-300

Источник изображения: © Сергей Карпухин/ТАСС

– А какие перспективы есть по поставкам этого нового самолета на экспорт? Что вы можете предложить широкому кругу потенциальных заказчиков?

– Мы достаточно широко обсуждаем сейчас этот вопрос и рассматриваем Ил-114-300 как платформенное решение, на базе которого можно реализовывать различные проекты, в том числе совместную с зарубежными партнерами разработку для внешних рынков.

При всем при этом все-таки наша основная задача – удовлетворить внутренний спрос, учитывая, что на рынке региональной авиации формируется явный дефицит новых машин из-за устаревания действующего парка. Спрос здесь оцениваем примерно в 100 самолетов, которые в ближайшие 10-12 лет понадобятся в регионах.

Исходя из этих планов, готовим свои производственные мощности. Мы имеем возможность с 2025 года выйти на производство 12 самолетов в год. Уже сейчас есть интерес к новой машине со стороны региональных авиакомпаний. На полях МАКС-2021 было подписано соглашение с ГТЛК и авиакомпанией “Аврора” на поставку 19 Ил-114-300 для обеспечения транспортной доступности регионов Дальнего Востока. Мы планируем с 2023 года начать поставку самолетов.

– Это тоже будет платформенное решение, которое позволит обеспечить расширенные возможности. Это будет машина большей дальности и грузоподъемности, но максимально унифицированная с Ил-114-300. Благодаря этому уменьшатся сроки и стоимость создания, а также в дальнейшем у эксплуатанта будет возможность более эффективно использовать две платформы одновременно.

Самолет Ил-114-300

Источник изображения: © Марина Лысцева/ТАСС

– В теоретическом плане какие возможны варианты компоновки и эксплуатации самолета Ил-114-300?

– На этой платформе можно развернуть любое оборудование. Можно поставить антенну, можно разместить оборудование на внешней подвеске, можно использовать внутреннее пространство для установки оборудования или поставить там рабочие места операторов. Что захочет заказчик, то и сделаем.