Дайджест – авиапроисшествий в ВКС России за 2021г.

В 2021 году с летательными аппаратами Воздушно-космических сил России произошло восемь аварий и катастроф, пять из которых пришлись на июль-август. В общей сложности в этих авиапроисшествиях погибли 13 человек.

9 февраля на аэродроме Буревестник курильского острова Итуруп военно-транспортный самолёт Ан-12 совершил жёсткую посадку из-за подломившихся стоек шасси. Экипаж и пассажиры не пострадали. В пресс-службе Восточного-военного округа сообщили, что самолёт «значительных повреждений не получил». В ведомстве также отметили, что посадка проводилась после планового полёта в сложных погодных условиях.

“Девятого февраля в 3 часа 35 минут (мск) при совершении посадки после планового полета в сложных погодных условиях на аэродроме “Буревестник” (остров Итуруп) у военно-транспортного самолета Ан-12 произошел подлом носовой и левой стоек шасси”, – говорилось в распространенном сообщении.

28 февраля в сирийской провинции Хасеке вертолёт Ми-35 Минобороны РФ, выполнявший плановый полёт на воздушное патрулирование, совершил вынужденную посадку по техническим причинам. Экипаж был оперативно доставлен на аэродром поисково-спасательной службой. Лётчики доложили, что обстрела вертолёта не было.

Как заявили в военном ведомстве, на самом деле вертолету пришлось совершить вынужденную посадку в ходе планового патрулирования. При этом инцидент был связан с техническими причинами, огневого воздействия по вертолету не было, подчеркнули в министерстве.

Там также добавили, что поисково-спасательная группа оперативно доставила экипаж Ми-35 на аэродром базирования вертолета. «Жизни летчиков ничего не угрожает», — уточнили в Минобороны.

23 марта в Калужской области трое военных погибли в результате инцидента с бомбардировщиком Ту-22М3. Во время подготовки к полёту на земле произошло нештатное срабатывание системы катапультирования. Из-за недостаточной высоты для раскрытия парашютов три члена экипажа при приземлении получили травмы, несовместимые с жизнью. По неподтверждённым данным источника в медицинских кругах региона, один из членов экипажа выжил.

Справочно>
Экипаж Ту-22М3 – четыре человека: располагаются они в двух отсеках гермокабины, грубо говоря, как в салоне легкового автомобиля. Спереди слева – командир корабля, справа от него – второй летчик, за ними – два штурмана. Самолет этого типа оборудован системой принудительного катапультирования, которую может инициировать командир. После включения соответствующего тумблера перед каждым членом экипажа загорается красное табло “принудительное покидание”. Через 1,3 секунды срабатывает стреляющий механизм кресла штурмана-оператора – фактически это двухступенчатый ракетный двигатель, который сначала выбрасывает кресло из кабины, а потом поднимает его на высоту 150 метров. Еще через полторы секунды из бомбардировщика выбрасывает второго штурмана, а еще через полторы – второго пилота. Менее чем через пять секунд в самолете остается только командир, он должен катапультироваться вручную, потянув за рычаги своего кресла.

Успешное катапультирование кресел типа КТ-1М, а именно такие установлены на Ту-22М3, возможно только при скорости не менее 140 (по другим данным – 130) километров в час. Это связано в первую очередь с конструкцией трехкаскадной парашютной системы кресла, состоящей из стабилизирующего, тормозящего и основного парашютов. Для того чтобы они успели правильно раскрыться, необходим набегающий поток воздуха. Но бомбардировщик на аэродроме Шайковка только готовился к взлету. Трех членов экипажа выбросило из машины на большую высоту, с которой они упали на бетонные плиты самолетной стоянки. “Из-за недостаточной высоты для раскрытия парашютов три члена экипажа при приземлении получили травмы, несовместимые с жизнью”, – сообщило российское военное ведомство.

31 июля в Хабаровском крае при выполнении плановых учебно-тренировочных полётов произошёл отказ двигателя на самолёте Су-35С. Самолёт упал в акватории Охотского моря. В пресс-службе Восточного военного округа сообщили, что лётчик катапультировался, был оперативно обнаружен поисковой группой и доставлен на аэродром базирования, угроза его здоровью отсутствовала.

Самолет Су-35С упал в Охотское море в Хабаровском крае в результате отказа двигателя при выполнении учебно-тренировочного полета, летчик катапультировался и выжил. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Восточного военного округа.

“31 июля 2021 года в Хабаровском крае при выполнении плановых учебно-тренировочных полетов произошел отказ двигателя на самолете Су-35С. Летчик катапультировался, был оперативно обнаружен поисковой группой и доставлен на аэродром базирования. Угрозы здоровью летчика нет”, — говорится в сообщении.

14 августа при выполнении задачи по тушению природных пожаров в Турции в районе города Адана потерпел катастрофу российский самолёт Бе-200. На борту находились восемь человек — пятеро российских военнослужащих (подполковник Владислав Беркутов, подполковник Вадим Карасев, полковник Евгений Кузнецов, старший лейтенант Николай Омельченко, старший сержант Юрий Чубаров) и три представителя Турции, все они погибли. Самолёт Бе-200 из состава Морской авиации Военно-морского флота России был направлен для оказания помощи Турецкой Республике в тушении природных пожаров. 15 августа президент РФ Владимир Путин наградил пятерых погибших россиян орденом Мужества посмертно.

Летчик-испытатель Анатолий Кнышов для портала «360» прокомментировал произошедшее:

«Эти люди – цвет нашей авиации. Такого класса летчик-испытатель – это на вес золота. Такие летчики, если бы все исправно работало, справились бы. Но тут была полная безысходность».

17 августа в ходе подготовки к военно-техническому форуму «Армия-2021» при выполнении тренировочного полёта в районе аэродрома Кубинка из-за технической неисправности загорелся и упал в лесополосе первый опытный лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В. Самолёт пилотировал экипаж в составе шеф-пилота ПАО «Ил», лётчика-испытателя первого класса, Героя России Николая Куимова, лётчика-испытателя первого класса Дмитрия Комарова, бортинженера-испытателя первого класса Николая Хлудеева. Экипаж погиб.

По словам Ильи Крамника, испытательный образец самолета не предназначен для демонстрационных полетов, и отправлять его на авиационное шоу было нельзя.

“Его перегнали в Жуковский для продолжения испытаний. Это аэродром летно-исследовательского института. Он должен был туда прилететь и сидеть, готовиться к испытательным полетам. Подготовка к испытательным полетам – это такая длинная, сложная процедура с многочисленными дополнительными проверками, в том числе и двигателя. И если там действительно была неисправность двигателя, то, может быть, они бы ее во время очередной наземной гонки выявили”, – сказал он.

“Можно ли в принципе ставить [на демонстрационные полеты] опытную машину, которая на самой ранней стадии своего создания находится? Давайте мы еще новорожденного ребенка куда-нибудь на вокзал или в торговый центр вытащим, а потом будем удивляться, чего это ему плохо”, – добавил он.

По словам Олега Пантелеева, показ Ил-112В на выставке – это “серьезное изъятие самолета из программы испытаний”.

“Ну и плюс – расходование ресурсов, ведь, [на этом этапе испытаний] у многих агрегатов довольно строгие ресурсные ограничения”, – отмечает эксперт.

18 августа в Астраханской области при выполнении планового полёта потерпел крушение истребитель МиГ-29СМТ. Самолёт упал в безлюдном месте на территории полигона Ашулук. По сообщению пресс-службы Южного военного округа, лётчик погиб. Полёт выполнялся без боекомплекта.

25-летний пилот Влад Якименко погиб 18 августа 2021г. во время планового полета на полигоне Ашулук в Астраханской области. Молодой, светлый парень, которому еще жить да жить… Но судьба распорядилась иначе. Во время тренировки военный летчик находился за штурвалом МиГ-29СМТ, который практически сразу после взлета разбился в западной части авиационного полигона. Увы, лейтенант не успел покинуть судно.

27 августа под Пермью сразу после взлёта потерпел крушение фронтовой бомбардировщик Су-24, следовавший на один из АРЗ для планового ремонта. Лётчики катапультировались, они живы. Полёт выполнялся без боекомплекта. Разрушений на земле нет.

Согласно сообщению, самолет упал почти в ста километрах от Перми в Верещагинском районе Пермского края в лесистой местности при перелете на авиаремонтное предприятие. На земле разрушений нет. Экипаж катапультировался, на место их приземления направлен вертолет поиско-спасательной службы. Подчеркивается, что самолет был без боекомплекта. По некоторым данным, упавший самолет входил в состав 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка.

Справочно;
Су-24 (по кодификации НАТО: Fencer – “Фехтовальщик”) – фронтовой бомбардировщик, разработанный в ОКБ Сухого. Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Принят на вооружение в 1975 году. В настоящее время на вооружении Воздушно-космических сил (ВКС) России находится глубоко модернизированная версия фронтового бомбардировщика – Су-24М2. Экипаж состоит из двух человек.

Авиаэксперт и бывший конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич в беседе с «НСН» подчеркнул, что это непростой в пилотировании самолет.

«При его создании погибло несколько летчиков-испытателей. Потом его довели, это хороший фронтовой бомбардировщик, он доведен. Он рождался тяжело, потому что, когда он появлялся, в него было заложено очень много новшеств на то время. Это сложная машина, она была на порядок сложнее всех предыдущих машин КБ. Он эксплуатируется в войсках, хотя, как говорят летчики, эта машина ошибок не прощает и требует собранности. С ними давно проблем не было, были проблемы с другими типами самолетов. Поэтому, если там отказ техники, то уже по старости или от плохого обслуживания. А если ошибка летчика, можно строить разные гипотезы – то ли просто ошибся, то ли выучки мало, то ли большой перерыв в полетах, а, может, метеоусловия», – отметил Лукашевич.

При перелете на авиаремонтное предприятие для проведения планового ремонта потерпел аварию в 95 километрах западнее города Пермь самолет Су-24. По докладу с места, летчики катапультировались
– говорится в сообщении ЦВО.

По теме: