Дайджест №5, важных новостей зарубежной авиации

Американское агентство передовых военных разработок DAPRA опубликовало запрос на создание транспортного экраноплана. С его помощью Пентагон рассчитывает обеспечивать оперативное снабжение своих баз и флотов в отдаленных точках Мирового океана. До сих пор попытки построить экраноплан в США заметных успехов не принесли, в то время как в СССР было построено несколько вариантов – правда, все в единственном экземпляре. Самым известным стал экраноплан-ракетоносец “Лунь”, прозванный “Каспийским монстром”.

Агенство отмечает, Пентагон уже получил соответствующий заказ. Потребность в новом транспорте возникла из-за того, что традиционные воздушные и морские перевозчики работают с рядом серьезных ограничений. В частности, грузовые суда нередко добираются до пункта назначения по несколько недель, а самолеты, как правило, имеют небольшие размеры плюс требуют подготовленных взлетно-посадочных полос.

В опубликованной Dapra заявке говорится о быстроходном транспортном судне, использующем эффект экрана. Оно должно быть способно взлетать и садиться на воду, подниматься достаточно высоко, чтобы не испытывать проблем из-за волнения на море, и перевозить не менее 100 тонн груза. Транспортный самолет C-17 Globemaster перевозит 141 тонну, но требует оборудованной взлетно-посадочной полосы, напомнил Popular Mechanics.

Новый транспорт в числе прочего американские военные могли бы использовать для транспортировки грузов в зону военных действий, оказания помощи в поисково-спасательных операциях и участия в боях. При этом допускается сценарий, когда экраноплан может быть задействован в качестве материнского корабля для беспилотных роботизированных транспортных средств или для осуществления дальнего патрулирования над арктическими пустошами.

«Летательные аппараты типа экраноплана способны парить над поверхностью Земли со скоростью, схожей со скоростью самолета. При этом на такой высоте уменьшается сопротивление. Экраноплан взлетает с воды, а затем в течение всего полета парит над ней», — говорится в материале.

Экранопланы, скользящие над водой на подушке сжатого аэродинамикой воздуха, могут подходить к любому берегу, а по скорости опережают передовые десантные суда на порядок. Построенный в 1986 году “Лунь” мог перевозить 100 тонн войск и техники на 1080 миль со скоростью более 500 км/ч. , а за 44-метровый размах крыльев «Лунь» окрестили «летающим морским монстром». Для своего времени советский экраноплан был хорошо вооружен: шесть противокорабельных ракет “Москит”, четыре автоматических зенитных пушки.

Новости России

27 августа 2021 года сообщалось, что в России создадут корабельные беспилотники на базе циклолетов. По словам руководителя проектной группы воздушных средств Фонда перспективных исследований(ФПИ) Яна Чибисова, существующая вертолетная техника по времени и дальности полета уже не отвечает современным требованиям, поскольку имеет радиус полета 200 км, а продолжительность полета составляет лишь три часа.

ФПИ — вклад в развитие авиации

Ранее, 24 августа 2021 года, Минобороны России подписало контракт с Уральским конструкторским бюро транспортного машиностроения на поставку опытного образца тяжелого штурмового робототехнического комплекса «Штурм». Контракт подписали в ходе международного военно-технического форума «Армия-2021». Мероприятие проходит с 22 по 28 августа.

Казахстан заказал два военно-транспортных самолета Airbus A400M

Группа Airbus 1 сентября 2021 года сообщила о заключении контракта на поставку вооруженным силам Казахстана двух турбовинтовых четырехдвигательных военно-транспортных самолетов А400М. Поставка первого из них должна быть произведена в 2024 году.

Изображение военно-транспортного самолета Airbus A400M Сил воздушной обороны Казахстана (c) Airbus

Таким образом, Казахстан стал девятым заказчиком самолета А400М, и вторым – за пределами первоначального европейского консорциума по разработке и закупке этих самолетов (после Малайзии, получившей четыре самолета в 2015-2017 годах; контракт на поставку А400М ЮАР был аннулирован). С учетом двух казахстанских самолетов, общий портфель заказов на А400М достиг 176 самолетов, из которых к настоящему времени поставлены 104.

Казахстан проявлял интерес к закупке самолетов А400М минимум с 2010 года, и самолет А400М несколько раз демонстрировался в Казахстане.

Ранее Казахстан приобрел у группы Airbus девять легких двухдвигательных военно-транспортных самолетов С295М, восемь из которых получили Силы воздушной обороны Казахстана в 2012-2017 годах, а еще один в исполнении С295W – Пограничная служба Комитета национальной безопасности Казахстана в 2020 году.

Изображение военно-транспортного самолета Airbus A400M Сил воздушной обороны Казахстана (c) Airbus

Одновременно с подписанием контракта на поставку Казахстану двух самолетов А400М, Airbus сообщила также о подписании с казахстанской стороной Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в области обслуживания и капитального ремонта самолетов А400М и С295 в Казахстане, а также о подписании соглашения о первом этапе в создании в Казахстане местного центра технического обслуживания самолетов C295.

Двигатели ГП «Ивченко-Прогресс». Испытания и сертификация

Двигатель AI-450CР-2 от ГП «Ивченко-Прогресс» готовится к летным испытаниям на австрийском самолете TA-20. В компании говорят, что теперь могут начать оформление и согласование о готовности двигателя к первому полету и начала летных испытаний.   Турбовинтовой двигатель AI-450CР-2 от ГП «Ивченко-Прогресс» успешно прошел очередные длительные эквивалентно-циклические испытания. Таким образом, на предприятии завершили длительные ресурсные испытания этого двигателя, предназначенного для установки на новый учебно-тренировочный самолет И-20. Об этом сообщается на сайте компании.

Двигатель AI-450CР-2 от ГП «Ивченко-Прогресс»

Испытания проходили на базе экспериментально-испытательного комплекса предприятия. Цель тестирования – установление ресурса до первого капитального ремонта двигателя перед тем, как начнутся летные испытания AI-450CР-2 в составе нового учебно-тренировочного самолета TA -20 (разрабатывается австрийской компанией CEA Design GmbH).

Австрийский учебно-тренировочный самолет TA -20

Испытания продолжались почти в течение трех месяцев – с июня по август 2021г., во время которых AI-450CР-2 прошел 1600 испытательных циклов с мощностью, при которых поддерживалась мощность не менее 750 л.с., и обеспечивались максимальные значения всех основных параметров двигателя, предусмотренные программой испытаний.   Проведенные испытания показали, что двигатель будет иметь 600 часов ресурса до первого капитального ремонта.

Как отмечают в ГП «Ивченко-Прогресс», теперь специалисты предприятия могут начать оформление и согласование Выводов о готовности двигателя к первому полету в частности и начала летных испытаний в целом.   Не так давно сертификацию прошел турбовальный двухроторный двигатель AI-450T от ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» им. Академика А. Г. Ивченко» для установки на турецкий БПЛА Akinci.

Турецкий БПЛА Akinci

Пятая модель двигателя AI-450 (сейчас это – AI-450C, AI-450CM, AI-450СD, AI-450CP и AI-450T) внесена в сертификат типа TD0070 6 августа 2021.