Блок №6, важных новостей отечественной авиации

Российский самолет Як-40 сможет получить водородный двигатель

Российский пассажирский самолет Як-40, ранее представленный на авиационной выставке МАКС-2021 в электрической версии, в дальнейшем может получить и водородный двигатель. Об этом заявил в пятницу, 3 сентября, глава Минпромторга России Денис Мантуров.

По его словам, в рамках научно-исследовательских работ Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) отрабатывает решения по электрическому двигателю Як-40, но с охлаждением электрической системы водородом.

«Это первый этап. Второй этап — будет уже использование водорода как топливных элементов для того, чтобы обеспечивать энергетикой электрические самолеты», — сказал Мантуров в интервью «РИА Новости» на Восточном экономическом форуме (ВЭФ).

Он указал на то, что сначала необходимо до конца отработать конструкцию с электродвигателем, а уже потом или параллельно приступать к использованию водорода.

Кроме того, министр уточнил, что самолет «Байкал» с электродвигателем может впервые подняться в воздух в 2024 году, а выйти в серию — после 2026 года.

Статус программы учебно-боевого самолёта Як-130

Первый полет в рамках испытаний Як-40 с электродвигателем совершил 24 июля 2021г.на авиасалоне МАКС-2021. Самолет, оснащенный гибридной силовой установкой на основе газотурбинного двигателя и сверхпроводникового электродвигателя, во время полета включил электрическую силовую установку.

Как отмечалось, гибридная силовая установка дополняет два штатных турбореактивных двигателя самолета. При этом электромотор экономичнее аналогов на 5–20%.

Ранее, 20 июля 2021г., Мантуров сообщал, что самолет «Байкал», который должен сменить Ан-2 «кукурузник», планируется дооснастить электродвигателем. Он добавил, что поставки воздушного судна должны начаться в 2023 году.

Экспериментальный электролёт «Байкал» может появиться через три года

Самолёт ЛМС-901 «Байкал» с электрическим двигателем может появиться в 2024 году, через два-три года после этого не исключено его серийное производство, такой прогноз в интервью РИА Новости сделал глава Минпромторга Денис Мантуров в ходе Восточного экономического форума.

«Как экспериментальное судно подняться в воздух, я думаю, он сможет в 2024 году. А о серийном производстве можно будет говорить после 2026-2027 года», — сказал глава Минпромторга, отвечая на соответствующий вопрос журналиста.

Ранее главный конструктор Уральского завода гражданской авиации по самолётостроению Вадим Дёмин рассказывал, что на самолёте «Байкал», который разрабатывает УЗГА, в перспективе возможно размещение дополнительной силовой установки (ДСУ), состоящей из двух малоразмерных электродвигателей со складывающимися винтами на консолях крыла. Другой вариант — установка электромотора на свободную турбину под капотом, чтобы, в случае отказа маршевого двигателя, вращать свободную турбину вместе с воздушным винтом.

Схема расположения дополнительной силовой установки на самолёте ЛМС-901 «Байкал»

Два электромотора ДСУ по 100 КВт и аккумуляторные батареи массой 200 килограмм дают возможность совершать полёт в течение примерно 45 минут. Для электромотора, интегрированного в двигатель, необходимо будет провести полный цикл испытаний.

Минпромторг планирует сделать самолёт ЛМС-901 «Байкал» 14-местным

На самолёте «Байкал» в качестве спасательного средства будет использован парашют, который обеспечит высокий уровень безопасности в случае аварийной ситуации и позволит увеличить количество пассажиров с девяти до 14. Об этом рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью РИА Новости в кулуарах ВЭФ-2021.

Парашютную систему для этого самолёта разработали совместно холдинг «Технодинамика» и Уральский завод гражданской авиации. Система обеспечит 100-процентную безопасность самолёта ЛМС-901, пояснил министр.

«Для чего это делается? Потому что при сегодняшних сертификационных правилах воздушное судно такого размера с одним двигателем может перевозить только девять пассажиров, мы сможем там разместить абсолютно спокойно четырнадцать», – отметил он.

По его словам, это будет коммерчески более эффективный самолёт. «Но нам потребуется внести изменение в лётные сертификационные правила, поэтому будем убеждать наших коллег из Минтранса и Росавиации», – добавил Денис Мантуров.

Быстродействующей парашютной системой оснащён самолёт Т-500. БПС предназначена для спасения летательного аппарата с пилотом и грузом в экстремальных и аварийных ситуациях. Самолёт Т-500 демонстрировался в лётной программе авиасалона МАКС-2017.

Минобороны потребовало от “Туполева” 4,2 миллиарда рублей неустойки по госконтракту

МОСКВА, 2 сен — РИА Новости. Министерство обороны попросило арбитражный суд Москвы взыскать с авиастроительной компании “Туполев” более 4,2 миллиарда рублей неустойки по госконтракту от 31 марта 2016 года.

Как следует из опубликованного определения суда, иск поступил в инстанцию 23 августа, его уже приняли к производству. Предварительные слушания назначили на 28 сентября.

Как указано в документах ПАО “Туполев”, предмет контракта — “выполнение работ по сервисному обслуживанию самолетов согласно перечню, утверждаемому в 2016–2018 годах”. Другие подробности не приводятся.

ПАО “Туполев” — ведущее российское предприятие в области проектирования, производства и послепродажного сопровождения ракетоносцев-бомбардировщиков и самолетов специального назначения. Головное предприятие дивизиона стратегической и дальней авиации Объединенной авиастроительной корпорации.

Минобороны предъявило иск ОАК на 10,7 миллиарда рублей

МОСКВА, 2 сен – РИА Новости. Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск Министерства обороны России, в котором оно требует взыскать с Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) более 10,7 миллиарда рублей, следует из информации в картотеке арбитражных дел.

Иск поступил в суд 1 сентября 2021г., к производству он пока не принят, основания исковых требований и другие детали спора в материалах суда на данный момент не указаны.

ОАК, созданная в 2006 году, объединяет ведущие российские конструкторские бюро и самолетостроительные заводы в РФ. В конце 2018 года 92,31% акций ОАК были переданы “Ростеху”. Другой акционер ОАК – ВЭБ (4,5%). Частным лицам принадлежит 3,2% корпорации.