Airbus планирует экспансию авиарынка постсоветских стран

Украина теряет возможность составить достойную конкуренцию Airbus на мировом рынке транспортных самолетов и при этом создать замену для “Русланов”, которые максимум в 2040 году окончательно и бесповоротно выйдут из строя.    

«Укроборонпром» отказался от перспективного Ан-188

Чтобы “поставить на крыло” авиаотрасль нужен трезвый расчет и экстраординарные усилия, потому что место на рынке сразу займет другой игрок.   В августе этого года Вице-премьер-министр Украины, министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины, Олег Уруский заявил, что иностранные инвесторы, вроде бы, проявляют интерес к проекту самолета Ан-70 и его модификации Ан-77.

Полет над Крещатиком во время парада на День Независимости стал первым за несколько лет публичным появлением Ан-70

Буквально через неделю, 1 сентября этого года, стало известно, что корпорация Airbus продала Казахстана два самолета А400М, поставка которых состоится в 2024 году. С этого момента Airbus уже начал “подминать” под себя авиарынок постсоветских стран, куда в теории могли бы быть проданы новые транспортные самолеты “Антонова”.

А400М для Казахстана станут первыми самолетами этого типа, которые будут поставлены заказчику без системы дозаправки в воздухе, ради удешевления изделия

Наш ответ Чемберлену

  В тот же день – 1 сентября – Кабмин Украины принял Программу развития авиационной отрасли Украины до 2030 года, для которой предусмотрены следующие показатели эффективности – создание 6000 новых рабочих мест, суммарное производство продукции авиаотрасли на уровне 300-350 миллиардов гривен.   Портал Janes 7 сентября этого года сообщил, что корпорация Airbus задумала буквально экспансию по продаже своих А400М. Менеджмент корпорации ожидает, что портфель заказов вырастет сразу на 176 самолетов, для сравнения – в мае 2021 Airbus поставил только сотая самолет своим заказчикам, и это за 10 лет спустя после старта программы.

Затраты на проект А400М уже достигли 30 миллиардов евро, и уже поставили производство самолетов этого типа на грань убыточности

Заявления об увеличении портфеля заказов на 176 самолетов А400М можно воспринять, что это лишь маркетинговый ход, цель которого – “растолкать локтями” конкурентов на желаемых для себя рынках. А вот что это за рынки? Airbus намекает на Мексику, Саудовскую Аравию, ОАЭ и даже постсоветские страны, и вектор поставок для А400М – замена изношенных самолетов C-130 Hercules, и также – замена самолетов аналогичного класса советского производства.

Самолеты А400М должны заменить в составе ВВС Казахстана транспортные самолеты Ан-12, которых осталось от 2 до 6 в строю казахского войска

Такие слова менеджмента Airbus можно было бы воспринимать просто на уровне “принять во внимание“, если бы не одно но.   Украина могла бы вполне конкурировать с тем же Airbus на рынках постсоветских стран и других регионов мира, если бы сделала ставку на развитие и продвижение проекта военно-транспортного самолета Ан-188.

Ан-188 — проект перспективного многоцелевого транспортного самолёта с возможностью укороченного взлёта и посадки. Является  модификацией Ан-70 с установленными четырьмя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-436-148ФМ производства «Мотор Сич» (в первоначальной версии)   Впрочем, по имеющейся инсайдерской информации, нынешнее руководство “Укроборонпрома” проект Ан-188 “положило под сукно”, зато – сделало ставку на уже морально устаревший Ан-70.

Графический рендер проекта самолета Ан-188

Реализация проекта самолета Ан-188 предполагает  широкую кооперацию Украины с США, Францией, Израилем и Великобританией. В новой версии самолет предполагалось оснащать двигателем LEAP1 производства CFM International – совместного предприятия американской GE Aviation и французской Safran Aircraft Engines; и в свою очередь, такая бы силовая установка позволила бы пройти сертификацию по “гражданскими” нормами ICAO, и так – получить “входной билет” для Ан-188 на мировой рынок.  

Тот же А400М при проектировании прошел “двойную” военную и гражданскую сертификацию, в том числе – и по экологическим нормам ICAO.   Важно, что еще 29 декабря 2017 Госавиаслужба Украины приняла Заявку ГП “Антонов” на получение Сертификата типа самолета Ан-188 в соответствии да правил CS-25 и современных экологических требований ICAO. То есть юридически разработка и международная сертификация Ан-188 продолжается уже третий год подряд.

Дайджест №6, важных новостей зарубежной авиации

В подкрепление серьезности отношения к кооперации между CFM International и ГП “Антонов” был подписан соответствующий меморандум по применению самых современных двигателей LEAP1 на самолетах Ан-188, и, как того требует международное законодательство по экспортному контролю, CFM International получили соответствующие экспортные лицензии США и Франции.   Стоит также отметить, что совместные работы между ГП “Антонов”, CFM International, SAFRAN и GE Aviation в 2017-2020 годах не ограничивались только двигателем LEAP1 для Ан-188, а касались также использование следующего поколения экологических силовых установок для перспективных проектов “Ан” .  

Однако на сегодняшний день совершенно не наблюдается широкого сотрудничества ГП “Антонов” с ведущими западными производителями, что порождает вопросы ко всем причастным и ответственным  руководящим структурам – Минстратегпрому, “Укроборонпрому” и самому ГП “Антонов”.  Особенно на фоне недавних заявлений со стороны правительства, что высшее руководство Украины ищет иностранных инвесторов для создания совместных проектов с западными партнерами.

Вооруженные Силы Украины не проявляют интереса к Ан-70. Поэтому очевидно, что этот самолет нужно “переделывать” под экспортные условия

По некоторым данным, развивать проект Ан-188 не стали под предлогом, что якобы Украинскому ОПК никто не даст авиационный двигатель западного производства. Поэтому “по пути наименьшего сопротивления” и была сделана ставка на реанимацию проекта Ан-70.   Но Ан-70 использует турбовинтовентиляторную силовую установку разработки 1980-х годов в составе российско-украинского двигателя Д-27 и российского винтовентилятора СВ-27. Эта силовая установка не отвечала требованиям ICAO по уровню шума еще десятилетия назад, а импортозаместить  и перепроектировать эту силовую установку – требует значительных усилий, бюджетов, а, самое главное, времени, которого на конкурентном рынке уже нет.

Продолжая логику нынешних высокопоставленных “мыслителей”, отметим, что компоненты сверхвыносливых композиционных материалов, которые изготавливают только западные компании и необходимые для изготовления лопастей винтовентилятора оперативного военно-транспортного самолета Ан-70, Украине также никто не продаст!

Конечно, в Украине принцип “пути наименьшего сопротивления” может иметь и такое измерение – если перспективный проект слишком сложен и требует, по сути, создание международного консорциума, значит от выполнения этого проекта нужно вообще отказаться.   Но и здесь есть свой нюанс. Сейчас доброе имя украинской авиационной отрасли делает по сути “запас прочности” флота самолетов Ан-124-100 “Русланавиакомпании ГП Антонов, но уже на грани 2040-х годов эти самолеты окончательно выйдут из летной годности.  

Даже если руководство профильных структур Украины отказалось от идеи продвигать самолеты Антонова на экспорт, то возможно необходимость уже сейчас искать замену станет стимулом для корректив по решению относительно проекта Ан-188 в качестве основы будущего гражданского грузового флота авиатранспортного подразделения “Антонов”.

По теме: