Транспортник C295 со встроенной в обшивку антенной в небе

Европейский авиаконцерн Airbus приступил к летным испытаниям конформного модуля спутниковых антенн, полуадаптивного крыла и новой системы управления полетом. Летающей лабораторией для проверки этих технологий стал транспортник C295.

Airbus использует C295 для отработки технологий программы Clean Sky 2. Ее цель — создать экологичный, экономичный и быстрый воздушный транспорт. Clean Sky 2 объединяет целый ряд проектов. В том числе, по разработке конформного антенного модуля.

Справочно>> Адапти́вное управля́емое крыло — крыло самолёта, профиль которого принимает форму, близкую к оптимальной на каждом заданном режиме полёта. Конструкция такого крыла позволяет плавно (за счёт гибкой обшивки) отклонять носовую и хвостовую часть крыла, изменяя таким образом кривизну вдоль размаха в зависимости от высоты, скорости полёта и перегрузки. Адаптивное крыло предназначается в основном для многоцелевых и высокоманёвренных самолётов. Управление элементами крыла осуществляется высокоавтоматизированной электродистанционной вариативной системой…

Конформный модуль спутниковых антенн, не выступающий за пределы планера самолета, Airbus создает вместе с израильской компанией Gilat Satellite Networks. Обычно антенны размещают в радиопрозрачном обтекателе, который выпирает над поверхностью фюзеляжа и создает дополнительное лобовое сопротивление в полете. Это нужно, чтобы они могли установить надежную и стабильную связь со спутниками.

Конформный антенный модуль должен снизить лобовое сопротивление и повысить топливную эффективность самолетов. Антенны с блоками приема-передачи, обработки и усиления сигнала, встраиваются в передний и задний обтекатели центроплана. А спутниковый антенный блок соединяется с бортовым оборудованием самолета.

Airbus 26 января 2022года сообщил, что приступил к летным испытаниям конформного модуля спутниковых антенн на модифицированном транспортнике C295. Одновременно на этом самолете тестируются другие технологии — полуадаптивное крыло и новая система управления полетом. Последняя позволяет оптимизировать аэродинамическую форму крыла в полете.

Ранее мы писали про другие проекты Clean Sky 2 — двигатель с открытым вентилятором, гибридные и водородные самолеты, а также скоростной гибридный винтокрыл.

По теме:

“Гибкие крылья” – подзабытые идеи и новые технологии

Хорошо известно, что первые предпринимавшиеся человеком попытки полета зачастую были связаны с имитацией движений птиц. Команда исследователей из Торонтского университета, возглавляемая Шакером Мегидом (Shaker Meguid), готова возродить подзабытые идеи на базе современных технологий:  ученые разработали модель крыла, способного плавно изменять свою форму на разных этапах полета и тем самым улучшать аэродинамические характеристики летательных аппаратов.

Черный стриж, чемпион по скорости горизонтального полета среди птиц. Строение его крыльев изучали канадские ученые (фото с сайта Commonswift.org).

«Легко заметить, — поясняет профессор Мегид, — что орлы, высматривающие добычу, парят высоко в небе с распростертыми крыльями, стремясь увеличить подъемную силу и уменьшить лобовое сопротивление. Однако при пикировании крылья складываются, что позволяет этим хищникам стремительно нападать на выбранную жертву. На современных же самолетах предусматриваются только выделенные управляющие поверхности (элероны, закрылки); это значительно снижает эффективность регулирования несущих свойств».

Изменить ситуацию к лучшему помогут, по мнению канадских ученых, современные материалы: сплавы с памятью формы и пьезоэлектрики (диэлектрики, деформирующиеся под влиянием внешнего электрического поля). С их помощью исследователи надеются добиться плавного изменения формы всего крыла в процессе полета и одновременно упростить систему управления в целом. По словам Шакера Мегида, у новой конструкции будут и другие преимущества — например более демократичная цена и сниженный уровень шума при взлете. Внутреннее устройство своей разработки профессор описывает следующим образом: «В основе лежат структурные элементы… выполненные с применением сплава с памятью формы; они будут иметь тетраэдрическую форму и соединяться с помощью шаровых шарниров. Так мы обеспечим надежность и гибкость конструкции».

Проект по созданию «трансформирующихся» крыльев для беспилотных летательных аппаратов рассчитан на три года; работы начались в апреле, всего семь месяцев назад, но ученым уже не терпится реализовать свои идеи на практике. «Мы обязательно воплотим в жизнь наши наработки, — с завидной уверенностью заявляет профессор Мегид. — Вскоре начнется тестирование аэродинамических качеств и механической прочности первых прототипов новых крыльев».