К 25-летию со дня первого полёта самолета-амфибии Бе-103

Научно-исследовательское отделение аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (входит в состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») совместно с ТАНКТ им. Г.М. Бериева в течение 25 лет проводило исследования по определению рационального облика гидросамолетов, самолетов-амфибий разной размерности, в том числе со взлетным весом от 1,5…2 до 800…2500 т.

Исследования показали, что из-за особенностей эксплуатации и технического обслуживания, морские летательные аппараты должны быть преимущественно амфибиями, использующими водоемы на режимах взлета и посадки, с низкорасположенным, водоизмещающим и глиссирующим крылом. Аэродинамические характеристики амфибий в таких компоновках могут быть сравнимы с сухопутными самолетами как по летно-техническим характеристикам, так и по тактико-экономической эффективности.

В 90-е годы по данной схеме разработан малоразмерный самолет-амфибия Бе-103. В СибНИА исследованы аэродинамические характеристики двух вариантов весовых моделей самолёта Бе-103, в том числе с работающими винтовыми силовыми установками. Испытана крупногабаритная дренированная полумодель для уточнения аэродинамических нагрузок, необходимых ОКБ для проведения прочностных расчетов при создании самолета.

Установлено, что в сравнении с экранопланами, полет амфибий на большой высоте обеспечивает более высокую топливную эффективность, на малой высоте осуществляется только взлет и посадка, что непосредственно влияет на безопасность полета. Реализация концепции водоизмещающего крыла с возможностью глиссирования на трех точках дает существенный выигрыш в устойчивости движения по воде на взлетно-посадочных режимах и повышении мореходности. Низкое расположение крыла относительно лодки создает значительное повышение подъемной силы за счет экранного эффекта. С увеличением размерности амфибий данной аэродинамической схемы преимущества будут увеличиваться.

Для обеспечения безопасности полета на больших углах атаки аэродинамики СибНИА применили концевые фиксированные предкрылки, что позволило в дальнейшем избежать режимов сваливания на крыло и увеличить несущие свойства самолёта на больших углах атаки. Внесение значимых изменений в аэродинамическую компоновку позволило получить самолету Бе-103 в 2001 году сертификат типа и поступить в серийное производство.

Легкий самолет-амфибия Бе-103 многоцелевого назначения предназначен для выполнения грузовых и пассажирских перевозок, оказания срочной медицинской помощи, патрулирования, противопожарного надзора, экологического контроля акваторий. Амфибийные качества самолета Бе-103 обеспечивают его широкое использование в различных районах, имеющих большое количество рек, озер, водохранилищ, труднодоступных для других видов транспорта.