Платформа «Северный полюс» может стать домом для трех десятков научных сотрудников. При проектировании судна большое внимание уделялось комфорту всего экипажа. В частности, на одной из палуб размещена взлетно-посадочная площадка, способная принять вертолеты. Ведь именно авиация доставляет экипажу продукты, одежду и оборудование. При проектировании была заложена возможность посадки вертолетов взлетным весом до 16,4 тонны. Первой машиной, которая приняла участие в работе проекта, стал Ка-32АО. Этот вертолет был отправлен для поиска подходящей для дрейфа льдины.
Ка-32
Ка-32. Фото: «Вертолеты России»
Кстати, еще при проектировании Ка-32 основным его предназначением считалась разведка ледовой обстановки в условиях Арктики днем и ночью. Позже Ка-32 было решено переквалифицировать в многоцелевой: машина успешно используется для поисковых и спасательных работ, транспортных перевозок, на буровых платформах и в других целях. Однако история Ка-32 неразрывно связана с Арктикой. К примеру, в 1978 году еще на опытном экземпляре этого вертолета была осуществлена проводка атомного ледокола «Сибирь» с караваном судов в условиях полярной ночи – впервые в истории Арктики.
Арктический Ми-8АМТ
С платформы «Северный полюс» могут также эксплуатироваться вертолеты Ми-8АМТ и новейший Ми-38. В 2020 году холдинг «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех выпустил первый гражданский арктический вертолет Ми-8АМТ. Одна из главных особенностей машины – уникальная система подогрева агрегатов трансмиссии. Данный вертолет может оперативно запустить двигатель при очень низких температурах, даже если до этого долгое время находился на открытом воздухе. В дополнение к этому арктический Ми-8АМТ имеет улучшенную теплозащиту грузовой кабины. Для работы в суровом климате продумано все до мелочей – специальные теплоизоляционные шторы в створках кабины, в системах машины установлены морозоустойчивые тефлоновые шланги вместо резиновых, а для стоянки используются специальные чехлы.
Арктический Ми-8АМТ
Однако Арктика – это не только низкие температуры, но и малоориентирная местность, полярные ночи и частые проблемы со спутниковыми сигналами и радиосвязью. Поэтому вертолеты, которые работают здесь, оснащаются специальным комплексом пилотажно-навигационного оборудования. На борту Ми-8АМТ – несколько навигационных систем определения местоположения вертолета, радиостанции с широким диапазоном частот.
Ми-38
Ми-38
К посадке на платформу «Северный полюс», а также на борт атомных ледоколов, идущих по Севморпути, подготовился и Ми-38. В частности, в прошлом году холдинг «Вертолеты России» получил одобрение Росавиации на применение новейшей противообледенительной системы на «тридцать восьмом». Новое оборудование позволит вертолету не «обрастать» льдом при минусовых температурах и продолжать полеты в условиях обледенения. Эта система стала первым шагом на пути к созданию «арктической» версии Ми-38.