В филиале АО «ОДК» Ростеха «НИИД» в рамках юбилейной(40-летие) конференции рассказали о перспективных технологических направлениях, которые реализует отраслевой научно-исследовательский институт.
АО “Научно-исследовательский институт двигателей” (НИИД)
В докладе, посвященном вехам в развитии института, директор филиала АО «ОДК» «НИИД» Сергей Павлинич отметил, что за последние 10 лет институт выполнил более 130 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на разработку критических и развития базовых технологий для производства авиационных газотурбинных двигателей, получил 28 патентов на изобретения, совместно с ВИАМ, ЦИАМ и ПК «Салют» АО «ОДК» изготовил первый в России сварной ротор компрессора высокого давления из перспективных жаропрочных сплавов ВЖ172, ВТ41, прошедший разгонные испытания.
В настоящее время институт выполняет 20 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ совместно с НИЦ «Курчатовский институт» — ВИАМ, ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» и предприятиями Объединенной двигателестроительной корпорации в рамках разработки и освоения новых изделий и сопровождения серийного производства.
Наиболее значимыми для отрасли работами являются разработка:
- технологии и оборудования ротационной сварки трением для изготовления роторов компрессора и турбины из жаропрочных никелевых сплавов для перспективных двигателей;
- конструкции и технологии изготовления щеточных уплотнений, обеспечивающих улучшение характеристик двигателя;
- технологии изготовления крупногабаритных деталей методом прямого лазерного выращивания с использованием отечественного оборудования;
- возрождение технологии электрохимического производства для изготовления лопаток и моноколес компрессора.
ОДК первой в России внедряет электрохимическую технологию изготовления «блисков» авиадвигателя
В Научно-исследовательском институте технологии и организации производства двигателей (АО «НИИД», филиал Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха) внедряют технологию электрохимической обработки лопаток «блиска» — одного из важнейших узлов компрессора силовой установки. Обработка данным методом производится в России впервые, работы ведутся на оборудовании с числовым программным управлением, созданном в ОДК.
На данный момент серийное производство этих узлов осуществляется методами механической обработки, которые требуют значительных временных затрат, специального оборудования и инструмента. Кроме того, фрезерная обработка лопаток моноколес требует применения полировки и проведения дополнительных термических обработок.
Метод электрохимической обработки (ЭХО) «блиска» состоит в воздействии на деталь электрического тока в электролите, что позволяет значительно ускорить её производство. Для этой цели по техническому заданию НИИД на одном из предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации было разработано специальное оборудование — электрохимический комплекс «ЭХК-МК» с программным управлением для обработки моноколес.
«На данный момент НИИД совместно с разработчиками оборудования осваивает технологию производства „блисков“ электрохимическим методом. Работы ведутся на имитаторе моноколеса, который отличается только тем, что имеет сборную конструкцию. Одновременно с технологической частью мы ведем работу по созданию специального программного обеспечения для этого оборудования», — рассказывает руководитель проекта Михаил Жуплов.
В следующем году специалисты НИИД приступят к работам на полноценных заготовках моноколес. После подтверждения эффективности оборудования испытаниями готовой продукции, планируется производство комплексов «ЭХК-МК» для серийного производства моноколес электрохимическим методом.
Применение моноколес позволяет значительно снизить вес узла, а также способствует повышению его ресурса и надежности. Блисковые конструкции применяются в современных газотурбинных двигателях, таких как ПД-14 для гражданского самолета МС-21-300 и АИ-222-25 для самолета Як-130…
Филиал АО «ОДК» «НИИД» является ведущей научно-исследовательской организацией промышленности, основу которой составляют специалисты с научно-исследовательской квалификацией по ключевым для отрасли технологическим специализациям.
АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию «Ростех») — интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.
Госкорпорация «Ростех» — крупнейшая промышленная компания России. В 2022 году отмечает 15 лет со дня основания. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности — авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, «ОАК», «Вертолеты России», «ОДК», Уралвагонзавод, «Росэлектроника», «Швабе», Концерн «Калашников» и др. “Росте”х выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.