11 марта 1957 года – первый полёт опытного образца Ту-110

11 марта 1957 года состоялся первый полёт опытного образца пассажирского самолёта Ту-110. Поднял машину в небо экипаж лётчика-испытателя ОКБ А.Н. Туполева Дмитрия Васильевича Зюзина.

Ту-110 является модификацией базового самолёта Ту-104, отличавшаяся использованием четырёх турбореактивных двигателей типа АЛ-7П вместо двух АМ-3. Оснащение машины двумя дополнительными ТРД объяснялось тем, что четырёхдвигательная силовая установка должна обеспечить повышенный уровень безопасности полётов, особенно на маршрутах, проходящих над водными или безлюдными пространствами.

Двигатели подвешивались не на фюзеляж, как у Ту-104, а на силовые нервюры крыла, что не только облегчало планер, но и снижало уровень шума в салоне. Предполагалось также, что такой вариант самолёта сможет найти спрос в других странах.

Правительственное решение о создании нового лайнера было принято в августе 1955 года. С учётом небольшого объёма доработок, связанных с перепроектированием центроплана и прилегающей к нему части крыла, а также удлинением фюзеляжа, работы были выполнены в сжатые сроки. Самолёт был запущен в серийное производство на авиазаводе в Казани с планом по выпуску первой серии в составе пяти самолётов Ту-110А.

Фото: лицензия Creative Commons

Однако повышение надёжности двигателей АМ-3 привело к тому, что спроса на чётырёхмоторный Ту-110 не было. Кроме того, выпуск Ту-104Б, который также перевозил 100 пассажиров, лишал Ту-110 преимуществ в части экономики эксплуатации. Ту-104 активно использовался в СССР, поставлялся на экспорт, а первый опытный Ту-110 и три серийных машины были переоборудованы в летающие лаборатории.

По теме: