Почему налоги на бизнес-джеты не дадут результатов?

Совместный отчёт о влиянии бизнес-авиации на экологию и тенденциях её развития, подготовленный Институтом политических исследований США и организацией Patriotic Millionaires, показал, что рынок бизнес-джетов стремительно растёт, а количество полётов частной авиации достигло 5,4 млн, их которых на США приходится 4,6 млн полётов на бизнес-джетах.

Размер рынка частных самолётов вырос с $32,3 млрд в 2021 году до $34,1 млрд в 2022-м, и рынок будет только расширяться, отмечают исследователи.

По их данным, Илон Маск заплатил бы дополнительно $3,94 миллиона в виде налогов, если бы платил дополнительный налог на авиакеросин. «Он является одним из самых активных высокопоставленных лиц в Соединённых Штатах. В 2022 году Маск совершил 171 рейс, израсходовал около 830 тыс. литров авиатоплива и стал причиной 2112 тонн выбросов углерода», – говорится в документе.

В этой связи законодатели ряда стран готовятся ввести новые налоги на продажу частных самолётов, короткие перелёты и сопутствующие выбросы. А поскольку отрасль растёт беспрецедентными темпами, исследователи предлагают принять в США соответствующие фискальные законы. Налоги на путешествия на частных самолётах должны коснуться только части богатых людей, а полученные доходы можно будет использовать для обеспечения более экологически устойчивой планеты.

В отчёте подчёркивается, что частные самолёты выбрасывают как минимум в 10 раз больше загрязняющих веществ, чем коммерческие самолёты на одного пассажира. Считается, что около 1% людей ответственны примерно за половину всех выбросов углекислого газа в авиации. Кроме того, с начала пандемии использование бизнес-джетов увеличилось примерно на одну пятую, а их выбросы увеличились более чем на 23 процента. Частные самолёты совершают в США примерно один из каждых шести рейсов, но вносят лишь 2% налогов.

В Европе намерены достичь более половины своих климатических целей в течение следующих семи лет. В планах Еврокомиссии – налог на авиатопливо для всех воздушных внутри ЕС. План Fit for 55 почти удвоит стоимость топлива, сейчас идёт обсуждение плана государствами-членами ЕС.

Соединенные Штаты уже взимают федеральный акцизный налог на топливо для авиации общего назначения, но дополнительная пошлина на потребление топлива для частных самолётов поможет собрать средства, которые пойдут в фонд устойчивого развития, а также сократить количество рейсов и побудить путешественников рассмотреть альтернативные виды транспорта.

За комментариями о возможном изменении налогового законодательства в США и Европейском Союзе мы обратились к эксперту в области бизнес-авиации, генеральному директору авиационной компании BJet Алексею Бутримову. Он уверен, что влияние частных бортов на экологический фон меньше, чем гражданской авиации, а введение налогов не принесёт желаемых результатов.

«На самом деле бизнес-джеты наносят такой же вред, как и обычные самолёты пассажирских перевозок, но если сравнивать с количеством пассажирских самолётов и бизнес-джетов, то последних значительно меньше, поэтому фактически и выбросов они делают тоже меньше. Частные самолёты зачастую сделаны из обычных самолётов, которые используют на регулярных авиаперевозках, таких как Embraer, Boeing, Challenger. Они имеют ту же самую конструкцию и те же двигатели», – говорит эксперт.

Согласно статистике исследователей Patriotic Millionaires, количество полётов частной авиации достигло 5,4 млн, а это рекордный показатель даже в сравнении с докризисным 2007 годом. Такая тенденция может сохраниться и привести к ещё большему росту, отмечается в отчёте. Однако Алексей Бутримов считает, что для сохранения тенденции нет предпосылок.

«Бизнес-джеты – довольно дорогое удовольствие. Не каждый человек может его себе позволить. Частный перелёт стоит значительно дороже, чем обычная пассажирская перевозка, даже бизнес классом или первым классом. Именно поэтому не стоит ожидать большого роста перелётов на бизнес-джетах», – пояснил гендиректор BJet.

Налоги предлагают ввести, в том числе, и для коротких перелётов. Алексей Бутримов отмечает, что несмотря на ограничения владельцы продолжат летать. «Кто ранее уже пользовался бизнес-джетами, те продолжат ими пользоваться. Если человек любит ездить, например, на Maybach, то он будет на нем ездить и не пересядет на какую-то другую марку. Ситуация скорее будет зависеть от финансовой состоятельности того, кто летит на самолёте. Если он в состоянии оплачивать частный джет, то он будет оплачивать, и с налогами, и без них», – резюмирует Алексей Бутримов.

По теме: