Первый полёт Ан-225 с космическим челноком «Буран»

Ан-225 был специально разработан для транспортировки различных компонентов ракеты-носителя «Энергия» и космического корабля «Буран». Предполагалось также использовать Ан-225 в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, что требовало от самолёта грузоподъёмности не менее 250 тонн. Оранжевый наконечник на носу самолёта – это датчик углов атаки и скольжения ДУАС, который устанавливался на период испытаний.

Ан-225 был специально разработан для транспортировки различных компонентов ракеты-носителя «Энергия» и космического корабля «Буран». Предполагалось также использовать Ан-225 в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, что требовало от самолёта грузоподъёмности не менее 250 тонн. Оранжевый наконечник на носу самолёта – это датчик углов атаки и скольжения ДУАС, который устанавливался на период испытаний.

Через месяц после первого полёта с «Бураном», в июне 1989 года, эта впечатляющая комбинация самолёта и космического челнока была продемонстрирована на Парижском авиасалоне, вызвав огромный интерес у публики и специалистов. Программа «Буран» стала вершиной советской космонавтики. Первый и единственный космический полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Полёт прошёл полностью в автоматическом режиме и завершился успешной посадкой на аэродроме Байконур.

Установка «Бурана» на Ан-225 с помощью подъёмно-установочного агрегата ПУА-100 на площадке перегрузки.

Несмотря на то, что сам проект «Энергия-Буран» вызывает споры на тему его целесообразности, он является убедительным свидетельством силы и возможностей отечественной инженерной мысли. В 1990 году программа была приостановлена и окончательно закрыта в 1993 году. Тем не менее, достижения советских инженеров и конструкторов, воплощённые в «Буране» и Ан-225, навсегда останутся в истории мировой авиации и космонавтики.

В конце февраля 2022 года украинские военные артиллерийским ударом по ангару на аэродроме Гостомель, где находился тогда самолёт, уничтожили его. Информацию об уничтожении самолёта подтвердили сотрудники КБ «Антонов», которые заявили, что самолёт был уничтожен при обстреле взлётно-посадочной полосы аэродрома Гостомель, на которую должны были приземляться Ил-76 с российскими войсками, чтобы они не смогли этого сделать.

Флагман украинской авиации Ан-225 “Мрия” сгорел под Киевом
“Буран” – это  крайний и самый грандиозный проект СССР
Первый полёт самолёта ОКБ Мясищева 3М