ВВС США намерены списать 32 F-22 Raptor в 2025 году

Новость о списании «рапторов» стала неожиданной, ведь F-22 за менее чем 20-летнее пребывание в составе американских ВВС получил репутацию одной из самых грозных машин, хотя ни разу не принимал участие в конфликтах, где противоборствующая сторона имела бы более-менее современный истребитель. Однако такой шаг объясняется вполне прагматично.

Основной мотивацией Пентагона стало желание сэкономить средства: содержание устаревших моделей обходится крайне дорого. В 2022 году, когда военное ведомство США предложило вывести из эксплуатации эти F-22, было подсчитано, что доведение их до боеспособного состояние обойдётся американскому бюджету в 1,8 миллиарда долларов в течение восьми лет, в то время как просто отказ от их использования позволит экономить ежегодно около 500 миллионов долларов.

В США более 20 истребителей F-22 Raptor после урагана пропали без вести

Среди ряда эксплуатационных проблем ключевым аргументом в пользу вывода из эксплуатации F-22 являются его огромные эксплуатационные расходы и требования к техническому обслуживанию, которые не только делают коэффициент готовности самым низким в парке, но и означают, что гораздо рентабельнее списать их и купить новые самолёты. Сэкономленные деньги, около 3,5 миллиардов долларов, Пентагон планирует выделить на разработку истребителя шестого поколения.

Также причиной, по которой было принято решение о списании всего флота F-22, стала их непригодность для модернизации. Истребители спроектированы таким образом, что любые попытки установки дополнительного оборудования приводили к ухудшению их стелс-характеристик, что делало самолёты менее эффективными.

Ещё одним фактором, увеличивающим затраты на содержание F-22 в эксплуатации, является их устаревшая авионика, что ставит их жизнеспособность для воздушного боя под большое сомнение, а отсутствие современных каналов передачи данных серьёзно ограничивает их способность участвовать в будущих сетецентрических операциях. Отсутствие нашлемных прицелов также ставит F-22 в невыгодное положение в бою на дальней дистанции против большинства современных противников. Даже советские истребители 1980-х годов, такие как базовые МиГ-29 и Су-27, имели такие прицелы и были способны поражать противника на больших углах атаки.

F-22 Raptor — платформа вчерашнего дня

Ирония недолгой жизни F-22 заключается ещё и в том, что предназначенный заменить устаревшие модели, такие как F-15, «Раптор» сам оказался на грани списания. В то время как истребитель F-15 продолжает оставаться в строю, его «наследник» уходит в отставку гораздо раньше запланированного срока. Изначально планировалось, что F-22 прослужат до 2050 года, однако высокая стоимость и сложность в обслуживании способствовали преждевременному завершению программы уже в 2025 году.

Указанные 32 истребителя F-22 после вывода из эксплуатации будут перебазированы на стоянку списанных самолётов на расположенную в пустыне авиабазу «Девис-Монтен» в Аризоне. Площадка представляет собой крупнейший в мире парк списанной военной авиатехники, здесь размещено более 4000 самолётов и 40 космических кораблей. В ближайшие годы все 195 выпущенных «Рапторов» займут своё место на этой стоянке.