После того как Украина вышла из соглашения о сохранности межгосударственных секретов в области охраны изобретений, созданных в СССР, Китай проявил большой интерес к авиастроительной отрасли этой страны и смог купить некоторые технологии.
Последние несколько лет отношения всестороннего стратегического партнерства в сфере авиационных технологий между Китаем и Украиной развиваются бурными темпами. Мы наблюдаем не только непрерывный поток огромного количества украинских специалистов и передовых кадров в соответствующих областях, переезжающих в Китай на работу, но и постоянный обмен ключевыми технологическими наработками между украинскими национальными авиакомпаниями и китайскими предприятиями авиационной отрасли.
Сегодня в КНР эксплуатируется свыше 1200 единиц 13 типов авиационных двигателей производства «Мотор Сич». Естественно, все эти силовые агрегаты нуждаются в техническом обслуживании, ремонте и модернизации. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Пекин был бы не против внедрить технологии украинского предприятия в свои разработки. Так, речь может идти о вертолетных двигателях АИ-322Ф, ТВ3-117, МС-500В-С, Д-436-148ФМ и Д-136, а также самолётный Д-18T
- Китайское издание Sohu напоминает, что еще до выхода Украины из указанного договора, Пекин купил авианосец «Варяг», который в последствии стал первым авианосцем Китая «Ляонин». После этого Китай стал более активно сотрудничать с Украиной – и это сотрудничество выражалось в простом переманивании ценных кадров, инженеров и опытных специалистов в свою страну. Инженеры конечно же соглашались с легкостью, так как в их стране им зарплаты не платили.
2. На данный момент Китай у Украины купил технологию производства газотурбины УГТ-25000, которую стал ставить на свои крупные корабли(проект 055), и даже продавать её другим странам (предложил даже купить турбину России для её будущего вертолетоносца). В период потепления отношений между КНР и США, китайские эсминцы оснащались газовыми турбинами типа LM-2500, отлично зарекомендовавшими себя. Однако позже Вашингтон ввел эмбарго на военные поставки.
“Строительство отечественных эсминцев оказалось под угрозой, и Китай перешел к сотрудничеству с Украиной”, – поясняет Sohu.
КНР приобрела десять газовых турбин UGT-25000, к которым прилагался полный комплект технической документации. Однако, отмечает издание, Пекин не пошел путем безрассудного копирования, а провел целый комплекс научно-исследовательских работ, позволивших в итоге устранить ряд недостатков, свойственных украинскому изделию. Например, в отличие от оригинала работа установки не сопровождается выбросом густого черного дыма. В итоге появилась турбина QC-280, степень локализации производства которой в настоящее время превысила 95%, утверждает Sohu.
3. Также Украина продала технологию производства авиадвигателей Д-136, которые устанавливаются на Ми-26 и до сих пор производятся «МоторСич».
4. Ранее Китай купил у Украины двигатель АИ-222-25, разобрал до винтика, стал устанавливать на него форсажные камеры и ставить эти двигатели на свой самолет JL-10.
5. Для самолетов J-11 и EMEI использовали переделанные советские двигатели АЛ-31Ф-М1. Для своего нового истребителя J-20 китайцы создали двигатель WS-15, который по факту был двигателем АЛ-31ФН (странно, что китайцы упоминают этот двигатель, так как Украина тут не причем, так как эти двигатели продала Китаю Россия).
6. Прототип Т-10К-3. Именно так называют известный отечественный истребитель Су-33. Его крайне удобно эксплуатировать на авианосце, что делает его бесценным с точки военной точки зрения. И вновь украинские власти умудрились передать один из таких прототипов властям Китая. Также, как и в случае с авианосцем прототип был скопирован, и китайцы выпустили аналог нашей модели.
7. Су-25УТГ. Сделка по продаже штурмовика состоялась в 2007 году, что позволило китайцам отрабатывать манёвры по посадке машин, со складным крылом.
Хоть китайское руководство настроено достаточно оптимистично, касательно развития своей авиации, но зарубежные эксперты отмечают очень низкую надежность китайских двигателей. Переделывая советские образцы, купленные в Украине и России, китайцы увеличивают их мощность, чтобы соответствовать современным требованиям, что приводит к резкому сокращению их ресурса.
8. Ранее украинская компания “Мотор Сич” уступила Китаю технологию производства двигателя Д-18Т, а впоследствии еще одно известное украинское авиастроительное предприятие – КБ “Прогресс” им. академика А.Г. Ивченко – вполне возможно, передаст Китаю ключевые технологические наработки по транспортному самолету Ан-225. Можно сказать, что в случае успешного завершения эта важная сделка придаст мощный импульс для повышения научно-исследовательского и опытно-конструкторского потенциала в области производства китайских транспортных самолетов и окажет на нее значительное влияние.
И это ещё не полный перечень продажи авиационных технологи, разработанных во времена СССР…