Легендарный Ту-154 раньше приемника ушёл на пенсию

Подходит к концу эпоха легендарного Ту-154, самого массового реактивного пассажирского самолета за всю историю СССР и России. В среду, 28 октября, состоялся последний регулярный пассажирский рейс этого самолета: судно с бортовым номером RA-85757 доставило пассажиров из якутского города Мирный в Новосибирск.

История Ту-154 насчитывает более полувека и начинается с далекого 1963 года, когда в ОКБ Туполева приступили к предварительным работам над среднемагистральным самолетом нового поколения, который должен был заменить Ту-104, Ан-10 и Ил-18. Первый полет Ту-154 состоялся уже через пять лет, в октябре 68-го, а первый регулярный рейс с пассажирами на борту Ту-154 совершил 9 февраля 1972 года по маршруту Москва – Минеральные Воды. Еще через два месяца лайнер начал эксплуатироваться на международных авиалиниях. Ту-154 связали практически все крупные города нашей страны, а также совершали полеты более чем в 80 городов Европы, Азии и Африки, неоднократно представлялись на различных международных выставках и авиационных салонах. Всего с начала эксплуатации парк самолетов Ту-154 налетал более 25 млн летных часов, совершил более 12 млн посадок и перевез более 1,5 млрд пассажиров.

Производились Ту-154 серийно с 1968 года по 2006 год на Куйбышевском авиационном заводе. Всего на свет появилось более 950 таких самолетов различных модификаций, а примерно 150 из них экспортировались по всему миру. После 2006 года эти самолеты тоже выпускались, но уже в единичных экземплярах.

Совсем эксплуатация Ту-154 не прекратится, некоторое количество останется у различных государственных организаций, в составе Минобороны РФ, но на регулярных пассажирских рейсах лайнеры такого типа больше не появятся.

Подробнее о легендарном ветеране Гражданского флота

РазработчикОКБ Туполева
Первый полет 1968
Единиц произведено (1968-2013) 1026

Ту-154 — реактивный пассажирский лайнер линий средней протяженности, разработанный в СССР в 1960-х годах. Самый массовый советский пассажирский самолет, являвшийся основной рабочей лошадкой гражданских перевозок вплоть до конца первой декады XXI века.

История Ту-154

Очевидность морального устаревания самолетов Ту-104, Ан-10 и Ил-18, особенно, на фоне появления новых лайнеров у иностранных государств дало толчок началу разработки нового самолета для перевозок средней протяженности. Разработка лайнера началась в ОКБ Туполева в 1963 году.

В 1968 году прототип совершил первый полет, а год спустя был продемонстрирован на авиасалоне Ле-Бурже. В 1970 году в Куйбышеве (ныне Самара), на авиационном заводе №18 (ныне Авиакор) началось серийное производство. Перевозки начали осуществляться с 1971 года.

Начальная эксплуатация показала, что самолет требует дальнейшей модернизации, поэтому уже через два года была готова к производству модификация Ту-154А.

В период с 1975 по 1981 годы самолет прошел еще одну волну модернизаций. Изменения коснулись планера, крыла, бортового оборудования, вместимости кабины. Новая модификация получила наименование Ту-154Б.

В 1984 году в серийное производство поступила модицикация Ту-154М. На этой машине впервые были установлены более экономичные двигатели Д-30.

В период с 1970 по 1998 годы построено 918 самолетов семейства. С середины 2000-х годов авиакомпании начали постепенный вывод Ту-154, не способный конкурировать с более экономичными самолетами производства Boeing 737 и Airbus A320 (расход топлива у Д-30 был почти вдвое больше, чем у основного двигателя западных машин — CFM56).

19 февраля 2013 года серийный выпуск Ту-154 был прекращен — завод «Авиакор» официально передал последний самолет министерству обороны РФ.

Конструкция Ту-154

Ту-154 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Три двигателя расположены в задней части фюзеляжа: два на пилонах и один внутри фюзеляжа с выведенным наверх S-образным воздуховодом. Подобная схема, весьма популярная в то время в авиации обеспечивала значительное повышение комфорта и снижение шумности внутри салона, но и не была лишена главной болезни схемы — затенения двигателей крылом при высоких углах атаки, что увеличивало риск резкой потери тяги и попадания в штопор.

Шасси самолета трехстоечное. Крыло кессонной конструкции, оснащено всеми основными элементами механизации: предкрылками, закрылками, интерцепторами и элеронами. В задней части фюзеляжа так же расположена ВСУ для обеспечения энергоснабжения при остановленных двигателях.

Модификации Ту-154

 Ту-154

Первое поколение Ту-154, выпускавшееся в период 1968-1969 годы. Оснащался двигателями НК-8-2. Пассажирская кабина вмещала 164 человека. Было изготовлено 49 единиц.

Ту-154А

На модификации Ту-154А в центроплане были установлены дополнительные топливные баки, добавлены аварийные выходы. Были модернизированы двигатели. Кроме того, улучшены аэродинамические свойства крыла, взлетная масса возросла до 94 тонн. Всего было изготовлено 63 самолета.

Ту-154Б

В 1975 году поступила в производство версия с усиленной конструкцией крыла — Ту-154Б. В фюзеляже самолета был установлен дополнительный топливный бак, так же добавлены аварийные выходы в хвосте. Взлетная масса составила 98 тонн. Всего было изготовлено 105 единиц. Позже появились версии Б-1 и Б-2.

Ту-154М

Глубокая модернизация Ту-154Б-2. Коммерческая эксплуатация началась в 1984 году. На Ту-154М были установлены более экономичные двигатели Д-30. Вкупе с усовершенствованием аэродинамических свойств крыла и фюзеляжа это давало значительное повышение топливной эффективности и позволило увеличить дальность полетов. Максимальный взлетный вес возрос до 104 тонны. Именно эта модификация, в итоге, производилась до 2012 года.

Схема салона Ту-154

ЛТХ Ту-154М

Типсреднемагистральный пассажирский самолет
Силовая установкатри двухконтурных ТРД Д-20КУ-154 по 11000 кгс каждый
Максимальное число пассажиров180 человек
Практический потолок12 100 м
Дальность полета3 500 км
Максимальная взлетная масса104 т
Крейсерская скорость900 км/ч
Размах крыла37,55 м
Площадь крыла202 кв. м
Длина47,9 м
Высота11,4 м

Заключение

На место уходящего знаменитого предшественника приходит магистральный самолет XXI века – МС-21, вобравший в себя самые современные разработки. 

Ближне- и среднемагистральный самолет нового поколения строится на Иркутском авиационном заводе Объединенной авиастроительной корпорации и объединяет в себе передовую аэродинамику, современную силовую установку и продвинутые системы управления, а также новые решения, повышающие комфорт пассажиров. В частности, самолет МС-21 обладает самым широким салоном в своем классе. Лайнер рассчитан на перевозку от 163 до 211 пассажиров, ориентирован на самый емкий сегмент мирового рынка. Впервые широкой публике самолет с пассажирским салоном был представлен на форуме МАКС-2019.