Сухопутные силы США ввели в эксплуатацию новую версию знаменитого многоцелевого вертолета Sikorsky UH-60 Black Hawk «Чёрный ястреб». Среди его особенностей — «стеклянная кабина».
Армия США получила первый UH-60V Black Hawk — модернизированную версию ранее введенного в эксплуатацию вертолета варианта UH-60L. Новая версия имеет «стеклянную кабину»: под этим обозначением понимают панель кабины пилотов, включающую в себя электронные дисплеи.
Вертолёт Sikorsky UH-60 Black Hawk поступил на вооружение американской армии в 1979 году, придя на смену Bell UH-1. Известно, что на вооружении американской армии находится порядка 2500 вертолётов UH-60 в различных модификациях. Кроме того, Black Hawk поставляется на экспорт и производится по лицензии в других странах. Вертолёт вмещает до 14 человек (включая трёх членов экипажа), может нести стрелковое, ракетное и бомбовое вооружение, а также разведывательные модули.
Вертолет получил открытую модульную архитектуру, что дает широкие возможности по его дальнейшей модернизации. Управление машины унифицировано с вариантом UH-60M: такой подход призван упростить эксплуатацию авиатехники. Еще одно важное улучшение — существенно увеличенный в сравнении с UH-60L ресурс фюзеляжа.
Кабина UH-60V. Источник изображения: defencetalk
Напомним, в апреле этого года стало известно о прохождении UH-60V оценочных испытаний. Их провели на полигоне базы Сухопутных сил США Форт-Льюис (штат Вашингтон). Согласно планам, озвученным раньше, Армия США намерена модернизировать до нового стандарта примерно 700 вертолетов UH-60L. UH-60 Black Hawk — один из самых массовых многоцелевых вертолетов в мировой истории. Начиная с 1977 года произвели свыше 4000 таких машин. Помимо Соединенных Штатов, вертолеты этого семейства в разное время получили десятки других стран.
Сравнительные летные испытания Sikorsky YUH-60A\S-70A (внизу) и Boeing Vertol YUH-61A (вверху). Источник изображения: wikipedia
Машина имеет широкие возможности. При установке дополнительных пилонов она может оснащаться противотанковыми управляемыми ракетами AGM-114 Hellfire, неуправляемыми ракетами, ракетами класса «воздух — воздух» и дополнительными топливными баками. В передней части грузового отсека можно разместить пулеметы.
Самым необычным вариантом Black Hawk называют малозаметную версию вертолета (по всей вероятности, существовало или существует несколько ее подтипов), которую применили в операции по ликвидации Усамы бен Ладена в Пакистане в 2011-м. Недавно, напомним, было представлено фото одного из ранних прототипов. Снимок позволяет проанализировать некоторые технические особенности секретного Black Hawk.
В перспективе все варианты UH-60 могут заменить инновационным вертолетом SB-1 или конвертопланом V-280, которые создают в рамках программы Армии США FLRAA.
SB-1 Defiant, конкурент V-280, основан на платформе Sikorsky X2 и представляет собой совместный многоцелевой вертолет среднего класса, который имеет подъемную систему, использующую два коаксиальных главных ротора и задний движитель толкателя для решения проблемы отступающего клинка стойла. Используя два основных ротора, которые вращаются в противоположных направлениях, Defiant противодействует тенденции лопастей вертолета генерировать неравномерную подъемную силу на высоких скоростях, что серьезно ограничивает возможности современного винтокрыла.
Последняя статистика полета Bell-V-280 показала полет со скоростью 280 узлов, длительностью более 85 часов, переходы в полете между круизным режимом и вертикальным взлетом и посадкой, разворот на 45 градусов при скорости движения 200 узлов, скорость набора высоты 1370 м в минуту и длительный полет на высоте 3500 м, паромную переправу более 600 км и проводное управление.
Сейчас обе эти машины проходят летные испытания: на недавних тестах SB-1 разогнался до 380 километров в час. Предполагается, что в обозримой перспективе вертолет можно будет разогнать более чем до 460 километров в час. При этом V-280 сможет развивать еще большую скорость.