Вертолётные площадки для санитарной авиации

Проектно-строительная компания Helipoints сообщила о значительном увеличении запросов в 2020 году на строительство вертолётных площадок для санитарной авиации.

“За последний год к нам пришло более 50 заявок от медицинских учреждений на строительство наземной авиационной инфраструктуры. Цифра значительно превышает среднегодовое количество запросов на подобные объекты”, – сказали в пресс-службе Helipoints.

Если обычно компания реализует 1-2 проекта для санавиации в год, то в 2020-м были запущены в работу 10 посадочных площадок для городских и областных больниц, НИИ, медицинских центров.

География объектов достаточно разнообразна, что говорит о повсеместном развитии санитарной авиации в России:

  • Москва — больница имени С.П. Боткина, НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, ГКБ им. М.Е. Жадкевича.
  • Санкт-Петерубрг и Ленинградская область — Многопрофильный медицинский центр международного уровня «СОГАЗ»,
  • Кузбасс — 3 площадки для городских больниц в Кемерово, Ленинск-Кузнецком и Новокузнецке.
  • Белгород — «Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа.
  • Иваново — Ивановская областная клиническая больница.
  • Петрозаводск – ГБУЗ Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи»

Некоторые из перечисленных объектов — уже давно существующие медицинские комплексы, где посадочные площадки проектируются в рамках реновации.

Часть медицинских центров, такие как Боткинская больница, «СОГАЗ», центры Склифосовского и Жадкевич, больницы в Петрозаводске и Белгороде — новые строящиеся корпуса на территории медицинских учреждений, где размещение вертолётных площадок планируется заранее. В таких случаях проектировщики не ограничены архитектурными особенностями здания и могут подходить к решению задач по устройству площадки комплексно и, если того требует задача — нестандартно.

Так, например, диспетчерский пункт для вертолётной площадки на кровле Боткинской больницы был спроектирован с прямым визуальным обзором на 180°, по аналогии с аэродромами. Стёкла расположены под углом, который предотвращает возникновение солнечных бликов. Это повышает безопасность взлётно-посадочных операций.

Ещё один пример нетривиальной задачи — проект площадки на кровле здания «Больницы скорой медицинской помощи» в Петрозаводске. В рамках проекта было разработано нестандартное решение для реализации перемещения между этажами при стесненных условиях. Так как площадка достаточно высоко приподнята над уровнем кровли, для транспортировки пациентов с площадки на кровлю предусматриваются подъёмники, а не пандусы.

Кроме того, финансирование новых стратегически важных медицинских объектов позволяет оснащать посадочные площадки высокотехнологичными системами светосигнального, радиотехнического, метеорологического оборудования, позволяющими выполнять полёты в светлое и тёмное время суток, контролировать метеорологические параметры, обеспечивать связь диспетчера с пилотом.

Также площадки на кровле современных медицинских центров оборудованы системами пенного пожаротушения дренчерными всплывающими насадками, обеспечивающими пожарную безопасность при возгорании воздушного судна.

В Крыму построили пожарно-спасательную станцию с вертолетной площадкой

Вертолётные площадки, оснащённые полным комплексом современного оборудования по всем существующим нормам, для Российской санавиации пока редкость. В соответствии с Федеральным проектом “Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи” санитарная авиация должна охватить все субъекты Российской Федерации к 2024 году. Что даёт возможность спрогнозировать увеличение спроса на вертолётные площадки в ближайшие три года. 

Санитарная авиация России помогла спасти 30 тыс. человек
Работа Национальной службы санитарной авиации в 2021 году