29 июля 1963 года дата первого полета опытного ближнемагистрального пассажирского самолета Ту-124А, вошедшего в историю отечественной и мировой авиации под обозначением Ту-134.
Реактивный самолет Ту-134 по праву признается одним из наиболее удачных проектов в области отечественного пассажирского самолетостроения. В историю отечественной гражданской авиации данный самолет вошел как наиболее массовый и популярный советский авиалайнер. Ту-134 (по натовской кодификации Crusty— «Жесткий») – это советский ближнемагистральный пассажирский самолет, который был создан в начале 1960-х годов в ОКБ им. Туполева. Самолет производился серийно с 1965 по 1984 год в Харькове на одноименном производственном объединении, при этом последние экземпляры самолета были собраны в 1989 году.
Опыт создания и освоения первого отечественного среднемагистрального реактивного пассажирского самолета Ту-104, а также проектирование его уменьшенной версии – ближнемагистрального Ту-124 позволили ОКБ А.Н.Туполева сделать следующий шаг – перейти к созданию ближнемагистрального самолета, выполненного в соответствии с новой современной для начала 60-х годов компоновочной схемой с двигателями в хвостовой части фюзеляжа.
29 июля 1963 года экипаж во главе с Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем СССР А.Д.Калиной совершил первый полет на опытной машине. Начались заводские испытания самолета. С учетом результатов испытаний опытного Ту-124А на серийном заводе № 135 в Харькове был построен первый самолет Ту-134 (обозначение Ту-124А в серии) с двигателями Д-20П-125. «Дублер» совершил первый полет 9 сентября 1964 года. В процессе испытаний в июне 1965 года «дублер» участвовал в авиационной выставке в Ле Бурже во Франции.
26 августа 1967 года самолет Ту-134 официально принимается для эксплуатации в ГВФ с пассажирами. 9 сентября 1967 года серийный Ту-134 совершает пассажирский рейс по трассе Москва-Адлер.
На проектирование и постройку опытного самолета Ту-134 было затрачено три года. На доводку и испытания до момента пассажирских перевозок затрачено четыре года и три месяца.
За первой модификацией последовали улучшенные пассажирские модификации Ту-134А и Ту-134Б, учебные самолеты для ВВС Ту-134Ш и Ту- 134УБЛ, а также другие модификации и варианты базовых машин. Всего до момента завершения серийного производства в 1984 году на ХАЗе было построено 852 экземпляра самолетов типа Ту-134, из которых 134 были поставлены на экспорт в различные соцстраны, а также в целый ряд развивающихся государств.
Впервые в практике отечественного самолетостроения конструкция самолета и его летные данные прошли международный контроль. Ту-134 и его модификации получили международные сертификаты летной годности, в том числе и по уровню шума на местности.
Ту-134 и его модификации в Аэрофлоте стали «рабочей лошадкой», взяв на себя львиную долю перевозок на ближнемагистральных трассах. По уровню шума и вибраций в пассажирском салоне самолеты Ту-134 в советское время были одними из самых комфортабельных в Аэрофлоте. Всего на начало 90-х годов парк самолетов Ту-134 в системе Аэрофлота перевез около 500 млн. пассажиров.
Летно-технические характеристики Ту-134Б:
Размеры: размах крыла – 29 м., длина – 37, 1 м., высота – 9,02 м.
Площадь крыла – 127,3 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 47 600 кг., максимальная взлетная –49 000 кг., масса пустого – 29 000 кг.
Тип двигателя – 2 ТРДД Д-30 тяга – 2х66,7 кН.
Максимальная скорость – 880 км/ч.
Дальность полета – 2020 км.
Экпслутационный потолок – 10 100 м.
Необходимая длина ВПП – 2550 м.
Экипаж – 3 человека.
Число пассажирских мест максимальное – 96
По теме: Ту-134 – 50 лет в небе
Мнение: Нам бы вернуть утраченное в ГА – прекрасные самолёты, подрожать себе , а не западу!