Государственный концерн, знаменитый производитель авиационной техники, последние 5 лет не на «крыле». Пал жертвой Запада и собственных властей. Дни гиганта авиапрома «Антонов» фактически сочтены.
Единственному производителю авиатехники осталось жить от силы несколько лет. Такое мнение высказал сам генеральный директор юридического лица Александр Донец. Не менее мрачные перспективы вырисовываются и у таких гигантов отрасли, как «Южмаш» и «Мотор Сич». По-видимому, выйти из «пике» «Антонову» уже не удастся, что связано с целым рядом факторов, не поддающихся никакой корректировке.
Для справки:
Согласно Приказу ГК «Укроборонпром» от 21 мая 2018 года, 22 мая 2018 к временному исполнению обязанностей Президента ГП «АНТОНОВ» приступил Донец Александр Дмитриевич на период временной нетрудоспособности Кривоконь Александра Григорьевича. Донец Александр Дмитриевич имеет высшее образование авиационного направлении. В 1988 году окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации (ныне – Национальный авиационный университет) по специальности «Техническая эксплуатация летательных аппаратов». Свою трудовую деятельность начал на ГП «Антонов» в должности инженера по эксплуатации. Прошел путь до Главного инженера летно-испытательной и доводочной базы предприятия. В период с июня 2007 года по октябрь 2008 года возглавлял работу Киевского авиационного завода «Авиант». В 2014 году – генеральный директор Государственного авиационного предприятия «Украина». С сентября 2015 по ноябрь 2016 года – Директор авиакомпании, помощник директора ГП обслуживания воздушного движения Украины «Украэрорух».С декабря 2016 года – вице-президент по производству ГП «Антонов».
Денег на производство «крылатой» техники уже не хватает
Проблема стала окончательно очевидной для всего профессионального сообщества после того, как на Ле Бурже украинская компания не сумела представить ни одной единицы новой техники. Всё это связано с вечной нехваткой средств, а также запчастей российского производства, что превратилось в настоящую хроническую болезнь, к которой прибавилось также и отсутствие заказов со стороны потенциальных клиентов, и давно назревшая необходимость модернизации производственной линии в цехах.
Россия обновила парк станков, перешла на бесстапельную сборку и использование пятикоординатных станков ещё 12-15 лет назад. Речь идёт о таких центрах производства, как Ульяновский «Авиастар», центр ВАСО, Иркут и цеха «Сухого» в Комсомольске-на-Амуре (КНААЗ).
Дело в том, что производить самолёты по старинке – даже такие хорошие, как антоновские, – уже весьма затруднительно. Современное проектирование требует новых чертёжных рабочих станций в КБ не ниже уровня КАТИА-4/5 и жёсткой корреляции по чертежам между головным предприятием и производителями.
Всего этого на украинском «Антонове», к сожалению для его высококвалифицированных сотрудников, просто нет. Предприятие пыталось изо всех сил, выражаясь образным языком, «держать удар» и даже найти достойную замену российским поставщикам комплектующих изделий. Минимальная сумма необходимых капиталовложений была оценена в весьма незначительные для основного производства, но абсолютно астрономические по нынешним временам для Украины 760 млн долларов.
Из последних достижений знаменитой авиационной фирмы можно назвать Ан-132, который, нет слов, действительно замечательный военно-транспортный самолёт.
Его видели на Ле Бурже в 2017 г. А летом нынешнего года министр внутренних дел Незалежной Арсен Аваков даже пообещал закупить для нужд страны целых 13 бортов. «Хороший сигнал для мира. Осенью – первый демонстрационный полёт, через 3 года будут на службе», – написал чиновник в Твиттере. Вот только серия начинается со 100 машин. Так что строить производственные планы большого предприятия на сбыте, в лучшем случае, нескольких десятков экземпляров одной-единственной модели как-то несерьёзно.
Контракт по поставке 50 Ан-178 Китаю также сорвался из-за неуверенности заказчика в возможностях «Антонова» наладить послепродажную поддержку своего изделия.
Запад обворовал Украину на технологии
К сожалению, былая гордость советского авиапрома «Антонов» действительно попал в заложники киевских властей, решивших порвать все экономические отношения с Россией и затеять кооперацию с ЕС. Вот только решение это было воспринято в Брюсселе, как минимум, своеобразно. Любопытно, что всё началось задолго до майдана, чуть ли не при президенте Леониде Кучме, пусть и проявилось значительно позднее.
Справка:
Пять лет назад, в 2014 году, наша страна была вынуждена отказаться от совместных с Украиной планов по производству одного из самых массовых аппаратов авиации общего назначения – Ан-2. Российские эксперты, а также министерство промышленности и торговли России констатировали, что вся разрешительная документация на самолёт была безвозвратно утрачена. Каким-то хитрым образом – через Польшу – она оказалась в юридической собственности военного подразделения западноевропейского концерна Airbus.
На самом деле такой неожиданный поворот событий отнюдь не случаен. Фактически Запад стал выгодоприобретателем советского наследства Незалежной. Достаточно вспомнить последовательное освоение американцами и европейцами задела космического концерна «Южмаш», оказавшегося в результате, кроме того, ещё и в долговой кабале у «Боинга», с арестованными активами.
В 1995 г. КБ «Южное» взяло на себя обязательство перед Boeing по проекту создания плавучего космодрома «Зенит-3SL». В результате провала сотрудничества долг украинской стороны, согласно определению международного суда, составил 200 миллионов долларов.
Тяжёлая судьба Ан-70
Однако, бесспорно, одним из самых ярких примеров промышленного воровства, буквально разорившего «Антонова», является передача документации на Ан-70, явный прообраз франко-германского А400.
Так уж вышло, что автор этих строк был знаком со многими руководителями испанского подразделения EADS – структуры военно-промышленного комплекса НАТО, занимавшейся так называемым сотрудничеством с украинцами по вопросу совместного производства военно-транспортного самолёта.
Как водится, через несколько лет проект был закрыт, а потом у стран НАТО появился А400, почти полностью повторяющий ЛТХ ограбленного Ан-70.
«Они очень похожи по фюзеляжу, размерам, площади крыла. Отличается хвостовое оперение. У А400М – Т-образное, у Ан-70 – палубное. Некоторые говорят, что европейцы скопировали Ан-70. Здесь, мне кажется, можно только пошутить, если бы они в самом деле скопировали, у них бы самолёт получился лучше. Но сегодня характеристики выше у нашего самолёта», – сообщил президент – генеральный конструктор киевского госпредприятия «Антонов» Дмитрий Кива.
Я понимаю, что винты у самолётов разные, так же, как и профиль крыла, но дело в том, что именно украинские инженеры разработали соответствующие агрегаты в рамках совместного проекта.
Руками специалистов «Антонова» натовцы создали собственную модификацию базовой украинской машины. Сегодня они ещё и угрожают Киеву, предупреждая «по-хорошему», что Ан-70 не должен создавать конкуренции на международных рынках для А400.
В заключение
Комментарии тут, как говорится, излишни. У «Антонова», величественного обломка советского авиапрома, равно как и у разорённого американцами «Южмаша», нет шансов выжить без России. Но на эту нелёгкую судьбу украинское правительство обрекло свою тяжёлую промышленность самостоятельно. И рано или поздно руководителям страны придётся отвечать перед своим народом.
По теме:
Имею мнение: Печально, но приходится ставить жирную точку на украинском авиапроме, чей следующий черед?
В моём понимании: продать или “просрать” авиапром – это значить предать свою Родину и свой народ!