Национальные стандарты для беспилотной авиации

МОСКВА 31 мая 2021 г. – Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвержден комплекс национальных стандартов в сфере беспилотных авиационных систем:

  • ГОСТ Р 59517-2021 Беспилотные авиационные системы. Классификация и категоризация;
  • ГОСТ Р 59518-2021 Беспилотные авиационные системы. Порядок разработки;
  • ГОСТ Р 59519-2021 Беспилотные авиационные системы. Компоненты беспилотных авиационных систем. Спецификация и общие технические требования.
  • ГОСТ Р 59520-2021 Беспилотные авиационные системы. Функциональные свойства станции внешнего пилота.

В условиях стремительного развития широкого применения беспилотной авиации гражданского назначения в России и во всем мире, важнейшей задачей является создание актуальной законодательной и нормативной базы в части создания беспилотных воздушных судов и их интеграции в единое воздушное пространство Российской Федерации. Новые стандарты разработаны для установления порядка и объема работ при создании беспилотных авиационных систем гражданского назначения, обеспечивающих не только безопасность, но и рентабельность их применения.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - bla_altair.jpg
Разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) “Альтаир”
Разработчик: ОКБ им. Симонова (Россия), Кронштадт Технологии (Россия)
Изготовитель: КАПО им. Горбунова (Россия).

По словам Председателя Наблюдательного совета, Научного руководителя ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», академика РАН Бориса Алешина «Система стандартов необходима для того, чтобы прописать беспилотные летательные аппараты в гражданскую сферу и обеспечить серийный выпуск беспилотников, а серийность – это главное и для производителя, и для заказчика».

Традиционно в гражданской авиации регулирование процедур создания и эксплуатации авиационной техники было направлено на обеспечение безопасности летного экипажа и пассажиров. В беспилотной авиационной системе часть основных функций по управлению полетом и полезной нагрузкой перекладывается на бортовую систему управления. Необходимо обеспечить автоматическое выполнение всех режимов полета беспилотного воздушного судна под непрерывным контролем внешнего экипажа. Главная цель обеспечения безопасности полетов беспилотной авиации – исключить причинение вреда людям на земле и на борту других воздушных судов при возникновении нештатных и аварийных ситуаций при использовании беспилотных воздушных судов.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - model-razrabatyvaemogo-gruppoi-kronshtadt-bolshogo-bespilotnogo-letatelnogo--lf8h5rct-1597751941.t.jpg
Модель разрабатываемого Группой “Кронштадт” большого беспилотного летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой конвертопланной схемы “Фрегат” в цеху АО “Московское машиностроительное предприятие имени В.В.Чернышева”. 

Положения новых стандартов устанавливают основные функциональные свойства станции внешнего пилота, являющейся одной из ключевых особенностей беспилотной авиации и содержат спецификацию и общие технические требования к минимальному составу компонентов беспилотных авиационных систем, а также определяет категоризацию беспилотных авиационных систем на основании обеспечения минимизации рисков с учетом классификации массово-габаритных характеристик беспилотных воздушных судов и типов выполняемых полетов, предписываемых рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (ИКАО) с учетом Правил аэронавигационного обслуживания Российской Федерации.

По словам генерального директора Союза авиапроизводителей Евгения Горбунова «Разработка стандартов осуществлялась с учетом гармонизации с общепринятыми международными стандартами, правилами и требованиями на разработку, производство, ремонт, испытания и послепродажное обслуживание авиационной техники. Их применение будет способствовать дальнейшему формированию актуальной нормативно-технической базы, обеспечивающей регулирование в сфере гражданских беспилотных авиационных систем, включая вопросы, связанные с сертификацией авиационной техники, а также организаций разработчиков, изготовителей и эксплуатантов беспилотных авиационных систем».

Стандарты разработаны ФГУП «ЦАГИ» и ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» в рамках технического комитета по стандартизации № 323 «Авиационная техника» и вступают в силу 1 июля 2021 года.