МАК об авиаинциденте с Ан-28 под Томском

Самолёт Ан-28 (RA-28728) авиакомпании «Сибирская легкая авиация» («СиЛА») 16 июля 2021 года потерпел аварию в результате жёсткой посадки Бакчарском районе Томской области. Он следовал по маршруту Кедровый-Томск. Воздушное судно с 15 пассажирами на борту при приземлении в болото перевернулось и получило повреждения, исключающие его восстановление. Все пассажиры и экипаж остались живы.

Международный авиационный комитет опубликовал промежуточные результаты расследования авиакатастрофы Ан-28 под Томском. Комиссия по расследованию авиационного происшествия изучила всю имеющуюся на данный момент фактическую информацию о случившемся, результаты расшифровки и анализа бортовых и наземных объектов контроля и другие материалы.

В результате авиапросшествия, как указано в предварительном отчёте, была разрушена носовая часть фюзеляжа. Правый аварийный люк, часть остекления кабины, сиденья пассажирского салона отделены от самолёта и расположены в непосредственной близости. В задней части фюзеляжа имеются гофры обшивки. Разрушены обтекатели шасси. Левая створка входного люка имеет повреждения в задней части. Хвостовое оперение имеет повреждения стабилизатора и рулей высоты, а также килей и рулей направления. На правой консоли крыла повреждён элерон. На левой – повреждена вторая секция предкрылка, элерон, носовая часть, имеются гофры обшивки.

Самолёт Ан-28 RA-28728 был изготовлен в Польше в 1990 году и летал на остатке ресурса. Через шесть месяцев машина подлежала списанию.

«Самолёт имел остаток ресурса и срока службы для выполнения аварийного полёта. Все компоненты ВС с ограниченным ресурсом и (или) сроком службы имели остаток ресурса и (или) срока службы. На ВС и его компонентах были выполнены все работы (разовые осмотры, проверки и доработки), предусмотренные разработчиком авиационной техники и нормативными актами уполномоченного органа в области ГА. Все системы самолёта были заправлены ГСМ и спецжидкостями, количество топлива, масла и гидрожидкости соответствовало установленным нормам и заданию на полёт. В течение всего лётного дня со стороны экипажа и технического состава замечаний и жалоб на ВС диспетчеру УВД и представителю эксплуатанта не поступало», – говорится в отчёте.

Комиссия по расследованию также установила, что менее чем за сутки 15 и 16 июля экипаж выполнил десять полётов с общим полётным временем 13 часов 45 минут. При этом пилоты практически не отдыхали.

Отчёт подтверждает, что в небе у Ан-28 обледенели сразу два двигателя. Уже на высоте 2400-2600 метров командир экипажа Анатолий Прытков отметил образование льда на металлических элементах, расположенных на переднем стекле. Сначала отключился правый двигатель, затем левый с флюгированием их воздушных винтов. После шести попыток, запустить их не удалось. В общей сложности бортовой параметрический регистратор зарегистрировал по три безуспешные попытки запуска каждого двигателя.

После отказа двигателей снижение осуществлялось на средней приборной скорости ~200 км/ч. По показаниям КВС, на высоте около 300 м экипаж начал поиск площадки для вынужденной посадки.

По теме>> Авиационные происшествия с легкомоторными пассажирскими самолетами в России в 2020-2021 годах:

Cамолёт L-410 совершил жесткую посадку в тайге

Подошедшему к кабине пилотов технику экипаж сообщил о намерении выполнить вынужденную посадку, после чего он объявил пассажирам о необходимости пристегнуть привязные ремни и приготовиться к аварийной посадке. Заход на посадку выполнялся с убранной механизацией правым разворотом. Согласно РЛЭ самолёта Ан-28, выпуск механизации предусмотрен только при вынужденной посадке на воду.

Приземление было выполнено на болотистую местность. После короткого пробега произошло полное капотирование самолёта. КВС и один пассажир получили серьёзные телесные повреждения, остальные
находившиеся на борту не пострадали.

Первое касание деревьев произошло стойками шасси и нижней частью фюзеляжа. Далее по направлению движения ВС было повреждено ещё несколько деревьев. На расстоянии около 70 м от первого повреждённого дерева одновременно начинаются следы от основных стоек шасси. Характер следов столкновения с деревьями, а затем и с земной поверхностью указывает на то, что самолёт непосредственно перед столкновением двигался практически без крена с углом тангажа на кабрирование.

Справочно >> Основные характеристики самолета Антонов Ан-28:
Размеры
Длина (м) 13.1
Размах крыла (м) 22.06
Высота (м) 4.9
Площадь крыла (кв.м) 39.7
Вес
Макс. взлетный вес (кг) 6 500
Макс. посадочный вес (кг) 6 500
Вес пустого (кг) 3 900
Макс. вес без топлива (кг) 5 880
Макс. коммерческая загрузка (кг) 1 750
Макс. запас топлива (кг) 1 530
Летные данные
Макс. дальность полета (км) 1 250
Дальность полета с макс. загрузкой (км) 700
Макс. крейсерская скорость (км/ч) 300
Максимальная скорость (км/ч) 355
Потолок (макс. высота полета) (м) 7 000
Длина разбега (м) 270
Длина пробега (м) 197
Двигатели ТВД-10Б,
2 x 960 л.с.
Часовой расход топлива (кг) 300
Пассажирский салон
Кол-во кресел (эконом) 17
Длина салона (м) 5.26
Ширина салона (м) 1.74
Высота салона (м) 1.6

По направлению движения, на расстоянии около 30 м от появления следов основных стоек шасси, эти следы заканчиваются и начинается сплошной широкий след от нижней части фюзеляжа и передней стойки. После опускания передней стойки шасси произошло её зарывание в болотистый грунт с дальнейшим капотированием ВС. В процессе капотирования самолёт продолжил движение ещё около 30 м, затем остановился. В результате капотирования ВС опрокинулось вверх шасси и развернулось.

В авиакомпании «СиЛА» началась проверка по соблюдению режима труда и отдыха летного состава. После инцидента МАК также рекомендовал провести проверку двигателей на всех эксплуатируемых Ан-28.

Сегодня Ан-28 на регулярных пассажирских перевозках практически не летают. Но в авиакомпании «СиЛА» этот самолёт используется для пассажирских перевозок в труднодоступные сибирские посёлки. В парке «СиЛы» имеются три борта Ан-28. Ещё несколько – работают на Камчатке.