ЦАГИ: Дальнемагистральный широкофюзеляжный лайнер Ил-86

Первый в истории нашей страны рейс широкофюзеляжного авиалайнера Ил-86 состоялся 26 декабря 1980 года. На борт поднялись 350 пассажиров, чтобы совершить перелет из Москвы в Ташкент.

Ил-86 стал первым и самым массовым советским широкофюзеляжным пассажирским самолетом. Эта четырехдвигательная машина была спроектирована инженерами КБ Ильюшина. Самолет серийно производился в Воронеже на заводе ВАСО с 1980 по 1997 годы (в некоторых источниках вместо 1997-го фигурирует 1993 год). За это время в Воронеже было собрано 106 самолетов Ил-86. В настоящее время самолет снят с коммерческой эксплуатации. До 4-х машин может по-прежнему использоваться ВВС России. Это самолеты Ил-80 (или Ил-86 ВКП — воздушный командный пункт).

Почему у советских ученых возникла идея создания широкофюзеляжного самолета? В стране постепенно увеличивалось число авиаперевозок. Особенно большой пассажиропоток ожидался в год проведения Летних Олимпийских игр — 1980-й. В этих условиях «Аэрофлоту» была жизненно необходима машина с широким фюзеляжем, способная вместить более 300 человек.

Разработки вели сотрудники конструкторского бюро имени С.В. Ильюшина. Свои рекомендации по аэродинамической компоновке дал Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского: умеренные толщины классических профилей при среднем удлинении крыла и стреловидности обеспечивали требуемые характеристики. Впервые в отечественном пассажирском самолетостроении гондолы двигателей разместили под крылом. Были введены бустерное управление и система улучшения устойчивости.

Справочно: Летно-технические характеристики Ил-86:

Габаритные размеры: длина — 59,94 м, высота — 15,81 м, размах крыла — 48,1 м, площадь крыла — 320 м2.
Масса снаряженного самолета — 111,5 тонны.
Платная нагрузка — 42 тонны.
Взлетная масса — 215 тонн.
Запас топлива — 113 950 кг.
Силовая установка — 4 ТРДД НК-86, тягой 4х13000 кгс.
Вспомогательная силовая установка — 1 ГТД ТА-10.
Крейсерская скорость полета — 950 км/ч.
Эксплуатационный потолок — 12 000 м.
Дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) — 3800 км.
Дальность полета с 350 пассажирами и багажом (с резервами топлива) — 4350 км.
Потребная длина ВПП — 2600 м.
Экипаж — 3-4 человека.
Пассажировместимость — 350 человек (эконом), 314 человек (3-х классная компоновка), 234 человека (2-классная компоновка)…

Кроме того, благодаря сотрудничеству со специалистами центра авиационной науки, удалось создать такой фюзеляж, который позволял поставить в ряд сразу девять кресел с двумя проходами. На нижней палубе размещались стеллажи для грузов. Работала система «багаж с собой», когда пассажир сначала оставлял свои вещи в нижнем отсеке, а затем поднимался в салон. Самолет был оснащен новейшими системами автоматического управления и навигации, что позволяло экипажу из трех человек осуществлять полеты внутри страны и за границу в любых климатических условиях, в любое время суток. В целом при создании Ил-86 применено свыше 50 новых технологических решений. В сентябре 1981 года экипаж заслуженного летчика-испытателя, Героя Советского Союза Георгия Волохова установил на серийном Ил-86 порядка 18 мировых рекордов.

Но летный век масштабного советского самолета был недолгим: из-за неэкономичности и шумности двигателей с 2000 года началось массовое списание авиалайнеров. Последними регулярными рейсами Ил-86 были «Москва — Симферополь», «Москва — Сочи», «Москва — Новосибирск» в 2010 году.