Первый полёт самолёта ОКБ Мясищева 3М

27 марта 1956 года состоятся первый полёт опытного образца модернизированного бомбардировщика 3М. Поднял машину в небо экипаж Марка Лазаревича Галлая – лётчика-испытателя ОКБ В.М. Мясищева.

В первом же полёте самолёт продемонстрировал свой норов – сразу после отрыва от ВПП начал увеличивать угол тангажа, несмотря на полную отдачу штурвала «от себя». Только холодный расчёт и блестящая техника пилотирования лётчика-испытателя спасли машину от катастрофы.

Стратегический бомбардировщик М-4, созданный ОКБ В.М. Мясищева, стал первой в мире реактивной машиной такого класса, принятой на вооружение. Однако из-за ряда недоработок на М-4 не удалось обеспечить выполнения требований по дальности полёта. Глубоко модернизированный самолёт 3М должен был получить новые двигатели ВД-7 с увеличенной тягой и повышенной топливной экономичностью, а также новое крыло увеличенного размаха. Были пересмотрены и узлы и агрегаты, что позволило снизить массу пустого самолёта почти на три тонны по сравнению с предшественником. Эскизный проект самолёта был готов осенью 1954 года, в октябре 1955 года опытная машина была собрана, но из-за отсутствия нужного количества двигателей самолёта получил два старых АМ-3А и два новых ВД-7.

По мере устранения недостатков конструкции, 3М пошёл в серию, было произведено 90 таких самолётов. Часть из них впоследствии была переделана в самолёты-заправщики. Проекты создания на базе 3М военно-транспортного и пассажирского самолётов, варианта с ядерной силовой установкой, так и не были реализованы. Зато был создан транспортный самолёт ВМ-Т «Атлант», участвовавший в доставке элементов системы «Энергия-Буран» на космодром.

По теме:

Этот день в истории: первый полёт самолёта ВМ-Т «Атлант»