Глава “Ростех” Сергей Чемезов – ставка на успех в авиации

В 2020 году Ростеху удалось выполнить все обязательства перед российской армией и зарубежными партнерами по линии военно-технического сотрудничества. Об этом в интервью RT  рассказал глава Госкорпорации Сергей Чемезов на полях международной оборонной выставки IDEX-2021 в Абу-Даби. По его словам, даже в период пандемии Ростех смог увеличить выручку от продаж. Несмотря на санкционное давление со стороны США, Чемезов ожидает рост спроса на новые виды российской продукции военного назначения, включая разнообразные беспилотные комплексы.

Примечание:
Полное интервью с Главой “Ростех” читать по ссылке>>
https://rostec.ru/news/sergey-chemezov-nasha-produktsiya-ne-ustupaet-zapadnoy/
В данной статье приводится части касающегося Авиации>

— Россия является традиционным участником международной выставки IDEX (Абу-Даби). На какие виды вооружений вы делаете ставку в этом году? И можно ли сказать, что они вызывают особый интерес у партнеров на Ближнем Востоке?

— Предприятия, входящие в Ростех, привезли в Абу-Даби достаточно большую экспозицию. Сегодня мы представляем около тысячи всевозможных образцов вооружения. Правда, в основном они представлены в виде макетов. Но я надеюсь, что на следующие выставки мы привезем натуральные образцы. Просто в этом году мы столкнулись с ограничениями, связанными с COVID-19.

Основной интерес, который проявляют наши партнеры, вызван прежде всего беспилотной техникой. Это беспилотные летательные аппараты, беспилотное стрелковое вооружение, выполненное, например, в виде беспилотных бронетранспортеров, грузовиков и так далее. Наши предприятия активно работают в области беспилотной техники, и сейчас мы можем предлагать заказчикам конкретные образцы.

В частности, у нас есть беспилотный модуль с пушкой. Он может самостоятельно передвигаться на поле боя и управляться оператором на достаточно большом расстоянии.

Интересны и беспилотные летательные аппараты как в разведывательном, так и в ударном исполнениях, особенно здесь, в ОАЭ. Руководитель страны, наследный принц как раз высказал готовность вместе с нами создавать такую высокотехнологичную продукцию.

— Среди российских вооружений абсолютными бестселлерами можно, пожалуй, назвать С-400 и истребитель Су-35. Ожидаются ли новые контракты на эту технику?

— Именно по этой технике интерес, конечно, большой. Я не буду говорить, с кем у нас идут переговоры и в каком состоянии они находятся. Но я надеюсь, что в ближайшее время мы подпишем новые соглашения. О заключении контрактов мы, как правило, объявляем после их подписания. 

— Глава Минпромторга Денис Мантуров в одном из интервью сказал, что были скорректированы сроки по программе гражданского лайнера МС-21. В частности, сроки сертификации сдвинулись на 2021 год из-за санкций, затронувших поставки отдельных комплектующих. Какая сейчас ситуация с недостающими материалами?

— Наша основная проблема — композитные материалы для крыла, которые мы не могли производить. Ранее нам запретили поставку сырья, которое мы получали от одной из компаний Соединенных Штатов. Чтобы выйти из этой ситуации, было принято решение создать отечественный аналог.

В результате совместной работы с «Росатомом» и институтами Академии наук (РАН. — RT) это сырье было создано. Сегодня крыло для МС-21 проходит сертификационные испытания. Я надеюсь, что до конца этого года мы их завершим и в 2022 году начнем серийное производство машины. Самолет уже оснащен собственным двигателем (ПД-14. — RT), который сейчас проходит сертификацию.

— Ростех делает особый упор на развитие технологий искусственного интеллекта, идет разработка наземных боевых роботов. Не могли бы об этом рассказать?

— Что касается искусственного интеллекта вообще, в «оборонке» он используется достаточно давно. Это, например, системы самонаведения, автопилоты. Сегодня мы изготавливаем боевые модули, которые управляются оператором на достаточно большом расстоянии.

Еще одна наша сфера — это беспилотные летательные аппараты, тоже часть технологий искусственного интеллекта. Если мы говорим про наши разведывательные аппараты, то они передают всю собранную информацию оператору в пункте управления, а ударный беспилотник сам определяет цели, производит наведение и бомбардировку.

Сергей Чемезов: «Во всех сферах, где мы работаем, надо смотреть на два шага вперед»

Глава Ростеха Сергей Чемезов рассказал РБК:

«Будет конкуренция между КБ «Сухой» и РСК «МиГ»

— Юрий Борисов год назад говорил, что общая закредитованность предприятий ОПК достигла 3 трлн руб. Эта сумма изменилась? И каков объем токсичных долгов на данный момент?

— Не могу комментировать долги всего ОПК. Ростех — большой, порядка 800 заводов и НИИ у нас, но это не вся промышленность. Среди наших компаний самый большой объем долгов перед банками у ОАК и Уралвагонзавода (УВЗ). Это две компании, которые мы получили в тяжелом состоянии, чтобы нормализовать их работу. Есть хорошие результаты, кстати. Например, банковские долги ОАК превышали 600 млрд руб., сегодня осталось 327 млрд, то есть минус 46%. Часть средств получили из бюджета, часть погасили своими деньгами. Из того, что осталось, примерно половина — это уже реструктурированные на хороших условиях кредиты на длительный срок под 2–3% годовых

— То есть долг ОАК сейчас 327 млрд?

— Это остаток по банковским кредитам. Конечно, работа ОАК всегда будет требовать больших инвестиций. Создать новый самолет — это колоссальный труд. В этой ситуации, чтобы не усугублять ситуацию с банками, Ростех ищет собственные резервы. Например, мы приняли решение, что порядка 55 млрд руб. направим на проект МС-21. 

— Банки легко согласились на реструктуризацию?

— Банки уже по второму-третьему кругу получили свои деньги за счет выплаты процентов по кредиту. Мы обратились в правительство и к банкам с просьбой — давайте как-то остановим это. Промышленность все, что заработала, отдала банкам на покрытие процентов. Эти кредиты были взяты еще в начале 2000-х годов, когда толком и гособоронзаказа не было, и объемы по ВТС были небольшие, а гражданки вообще не было никакой. 

— Президента пришлось подключать?

— Задействованы были все уровни. И на всех уровнях это все обсуждалось более года. 

— Недавно Ростех объявил об объединении конструкторских бюро на Ходынском поле. Это вызвало множество дискуссий. Говорят, что Ходынка станет братской могилой авиастроительных КБ. Вы как к таким оценкам относитесь?

— Реформу нужно проводить. Пример у нас положительный уже есть: мы объединили в один большой инженерно-конструкторский центр бюро Миля и Камова. Они никуда не исчезли, они работают, просто у них общая инфраструктура, общая испытательная база, что значительно снижает издержки. Мы сократили большое количество площадей, которые они занимали, и за счет этого закрыли все долги. И здесь то же самое. У нас первым этапом будет объединение «Сухого» и МиГа. Это не означает, что КБ будут ликвидированы — будут существовать два КБ: и МиГ, и «Сухой», но инфраструктура будет общая: бухгалтерия, финансисты, юристы, кадровые службы. Но когда возникнет вопрос, а кто будет разрабатывать какой-то очередной новый самолет, будут выдвигаться предложения. Кто даст более интересное, более выгодное предложение, тот и победит. 

— Однако существует мнение, что уровень КБ довольно разный. В частности, КБ «Сухой» за минувшие годы реализовало значительно большее количество проектов, чем РСК «МиГ».

— У них будет конкуренция между собой. Но конкуренция идей, а не заходов в кабинеты за финансированием. Это и для компании лучше, и для заказчиков. И для развития конструкторского блока, кстати. Конструкторы разных КБ будут больше общаться друг с другом, потому что на сегодняшний день друг друга видят в основном только руководители — на совещаниях. 

— Когда ожидаете начало коммерческих поставок MC-21? В какие сроки будет сертифицирована эта модель в Европе и США? Почему не увеличивается портфель твердых заказов на MC-21?

МС-21

Есть портфель твердых заказов на 175 машин. И как только начнутся поставки в наши авиакомпании, рассчитываем, что, естественно, спрос появится и за рубежом. Уже спрашивают. Пока нужно сертифицировать самолет, в первую очередь в России, поставить его первым заказчикам и обеспечить бесперебойное послепродажное обслуживание. 

— Кто еще интересуется?

— Не хотел бы раскрывать будущих партнеров. Потому что на них потом начнется давление со стороны конкурентов. МС-21 будет соперничать с Airbus семейства A320 и теми же Boeing семейства 737. И, конечно, они будут бороться за своего производителя, за рынки сбыта. Так же как и мы за свой рынок будем бороться. 

— 18 марта Госдеп США включил Россию в число стран, куда запрещен экспорт оборонных изделий, а также оборонных услуг. Во-первых, хотелось бы уточнить, что это за экспорт? Ведь мы уже давным-давно вроде бы все свое производим, ничего не покупаем у американцев и никакими услугами вроде бы не пользуемся.

— Для наших военных изделий мы практически уже все производим сами. Но под «военными услугами» они подразумевают в том числе и изделия двойного назначения. Например, МС-21 — гражданский самолет. Но они запретили ввоз композитных материалов для крыла. Хотя это абсурд, понятно. Думаю, это лукавая позиция в целом. Цель этих ограничений — не столько сдержать наши оборонные технологии, сколько в целом помешать развитию России, той же гражданской авиации. Если говорить про МС-21, это затруднило, конечно, работу. Но в итоге сделан свой композитный материал, консоль крыла уже прибыла на Иркутский авиазавод. 

— Борисов тоже комментировал эту тему и сказал, что новые санкции США могут повлечь за собой разрыв действующих авиационных контрактов. То есть имеется в виду МС-21 и «Сухой»?

— Вполне возможно. Но пока все-таки наши партнеры за рубежом выполняют свои обязательства. Параллельно делаются российские аналоги, что снижает риски разрыва контрактов. Оптимально для нас — дать заказчикам возможность использовать комплектующие разных производителей. Например, в программе МС-21 изначально предусмотрено наличие двигателей двух типов — американского и российского ПД-14. 

— Помимо композитов для крыла что-то еще есть в МС-21 и Superjet иностранного?

— Двигатели, например. Поэтому мы сделали свой ПД-14 и создаем ПД-8. Или отделка самолетов. Казалось бы, ничего в этом сложного нет, но тем не менее отделку мы закупаем за рубежом. Скоро будем предлагать заказчикам российскую отделку из наших материалов. 

15.12.2020 года. Первый взлёт МС-21 с ПД-14

— Работа над новым позиционированием и новым брендом для Superjet заглохла?

— Мы создаем новую модификацию Superjet, и эта работа еще впереди. Считаю, что название надо менять, конечно. Почему самолет российского производства должен английской аббревиатурой называться? 

— А есть идеи, как назвать?

— Пока не думали об этом. Может быть, объявим всероссийский конкурс.