Почему SSJ 100 никто не хочет покупать?

Проблемы российского лайнера Superjet-100 перечислил его главный покупатель – Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), которая собирается занять 600 млн долларов под выпуск еврооблигаций. ГТЛК уже является крупнейшим владельцем самолетов Superjet-100 и рассчитывает, что и в будущем эти лайнеры будут ее значительными активами. Над смягчением всех перечисленных рисков в компании работают.

Риски российского лайнера

ГТЛК владеет 44 самолетами Sukhoi Superjet-100 (SSJ), которые она приобрела при помощи государственных субсидий на 44 млрд руб. Среди основных проблем, которые возникли при сдаче в лизинг SSJ в ГТЛК назвали: отсутствие развитого рынка, трудности с технической и логистической поддержкой со стороны производителя, проблемы с сервисным обслуживанием и неразвитая сеть поставки запчастей. Все это ведет к проблемам с техосмотром и ремонтом.

Почти все из перечисленных проблем ранее назывались независимыми экспертами. Они мешают продавать SSJ на международных рынках в лизинг. Таким образом, заключается в проспекте эмиссии евробондов ГТЛК, проблемы SSJ могут повлиять на финансовую устойчивость компании. В самой же компании отмечают, что проспект разрабатывали независимые юристы в интересах потенциальных инвесторов и сама компания с этой точкой зрения не согласна.

Лизинг Sukhoi Superjet 100

Комплекс мероприятий, направленный на развитие лизинга, аренды самолетов «Сухой Суперджет 100» (SSJ100), осуществляется в тесном взаимодействии с Корпорацией “Иркут” «Региональные самолеты». Для его реализации используются как бюджетные, так и внебюджетные источники финансирования.

По состоянию на 1 декабря 2019 года ГТЛК заключила контракты на поставку 44 воздушных судов SSJ100 и передала в лизинг заказчикам 42 самолетов. Реализация мероприятий по развитию лизинга, аренды SSJ100 позволит расширить и обновить парки российских региональных авиаперевозчиков, привлечь средства внебюджетных источников в отечественное авиастроение, снизить инвестиционную нагрузку и валютные риски авиакомпаний-эксплуатантов SSJ100 путем установления арендной ставки в российских рублях, стимулирует импортозамещение и постепенный вывод из авиапарков воздушных средств иностранного производства с их заменой на самолеты отечественного производства. Обновление авиационных парков новой современной техникой, в свою очередь, приведет к повышению транспортной безопасности. 

Министр на борту

Однако не только это потенциально сокращает долю рынка для российских лайнеров, но и трагедия SSJ, принадлежащего «Аэрофлоту», в московском аэропорту «Шереметьево», которая произошла 5 мая 2019 годаЖертвами трагедии стал 41 человек. Таким образом, заключается в проспекте эмиссии евробондов ГТЛК, проблемы SSJ могут повлиять на финансовую устойчивость компании. В самой же компании отмечают, что проспект разрабатывали независимые юристы в интересах потенциальных инвесторов и сама компания с этой точкой зрения не согласна.

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов говорил осенью 2019 года в интервью РБК, что «детские болезни» SSJ, в том числе проблемы с сервисом, пройдут со временем. «Но для уверенной работы нужен спрос», – подчеркивал он.

18 февраля 2020 года у самолета SSJ возникли технические неполадки перед посадкой во Внуково. На борту оказался глава Минпромторга Денис Мантуров. Самолет следовал из Берлина и у него сработал датчик неисправности. Лайнер компании «Русджет» совершил «аварийную посадку с открытой передней стойкой шасси». Точно такая же история произошла в конце января 2020 года, когда SSJ экстренно приземлился в Ростове-на-Дону из-за сработавшего датчика расхода топлива.

Кто отказался от SSJ100

В феврале 2019 года единственная европейская компания, которая эксплуатировала Superjet (ирландская CityJet) приняла решение отказаться от SSJ. На этих самолетах компания выполняла полеты для другого перевозчика – Brussels Airlines. Однако в BA решили отказаться от самолетов данной модели. Причина – нехватка запчастей.

Летом от российских самолетов решила отказаться еще одна авиакомпания – мексиканская Interjet, которая является вторым по величине пользователем (22 лайнера) после «Аэрофлота», имеющего в своем парке 49 самолетов.

Как заявляли собеседники «Ведомостей», речь шла о проблемах в горячей части двигателя SaM146, где происходит сжигание топлива для SSJ. Данные двигатели создавались специально для этого проекта при поддержке «дочки» Объединенной двигателестроительной корпорации и французской Safran. Как рассказывал источник РБК в Объединенной авиастроительной корпорации (головная компания «Региональных самолетов»), были и другие проблемы, не только с комплектующими, а с переводами: «Из-за санкций сложно было проводить расчеты, деньги зависали».