Дайджест №1, важных новостей зарубежной авиации

До лета программа разработки истребителя шестого поколения FCAS может перейти на второй этап разработки.  

Европейский истребитель шестого поколения получит двигатель от Rafale

Первые образцы европейского истребителя шестого поколения (Next Generation Fighter – NGF), разрабатываемого по программе Future Combat Air System (FCAS), получат двигатели M88 от самолётов Rafale. Об этом сообщила La Tribune в среду. Также стало известно, что участники программы распределили работу над программой между французскими, испанскими, и немецкими предприятиями.[352

Старый двигатель для нового поколения Соглашение между компанией Safran, производящей M88, и немецкой MTU Aero Engines подразумевает адаптацию существующего двигателя для перспективного истребителя. При этом, испанская компания ITP, участвующая в программе FCAS, не подписала соглашение. Напомним, в 2019 году MTU и Safran договорились о создании совместного предприятия по выпуску двигателей M88, но партнёры не могли определиться с руководителем программы.

Компания Snecma (современная Safran Aircraft Engines) запустила программу разработки M88 в 1986 году. Вскоре после этого прототип Rafale A достиг сверхзвука без форсажа, и выдержал перегрузки в диапазонах от -2g до +9g. Современные модификации M88 развивают тягу до 10700 кгс. При этом, двигатели серии M88 обладают сравнительно небольшой массой (M88-2-E4 – 897 кг), и модульной конструкцией, облегчающей ремонт и модернизацию.

Второй этап Параллельно Сенат Франции сообщил, что компании Airbus и Dassault Aviation устранили «главное препятствие» в создании демонстратора истребителя шестого поколения. Об этом говорится в сообщении комитета Сената по иностранным делам и обороне, опубликованном во вторник.   Речь идёт о распределении интеллектуальных прав, и рабочих площадей между Францией, Испанией и Германией. Так, Dassault Aviation возглавит французское участие во FCAS, Airbus – немецкое, а компания Indra будет представлять испанское участие в проекте. Ожидается, что немецкий парламент одобрит соглашение к лету – до ухода на летние каникулы. В этом случае программа FCAS перейдёт на следующий этап в срок.   На данном этапе европейские компании-участницы программы работают над «Совместным концептуальным исследованием». После этого станут известны основные особенности истребителя шестого поколения, и работа по FCAS перейдёт на этап 1B.  

Для справки:
Напомним, демонстрация машин, созданных в рамках FCAS, запланирована на 2026-2027 год, а запуск серийных прототипов может состояться к 2040 году. Помимо истребителя NGF, в рамках программы разрабатывают беспилотные носители роев БПЛА, которые смогут взаимодействовать с пилотируемыми самолётами…

Ударный БПЛА XQ-58A Valkyrie произвёл пуск малого беспилотника из бомболюка

«Валькирия» пустила разведывательный БПЛА ALTIUS-600.   Американский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Kratos XQ-58A Valkyrie осуществил воздушный пуск малого БПЛА ALTIUS-600, который размещался в закрытом оружейном отсеке. Испытания проводились 26 марта на полигоне Юма в Аризоне, сообщили представители ВВС США в понедельник.

Во время тестов XQ-58A успешно взлетел с малым беспилотником в закрытом отсеке, а в заданной точке «Валькирия» пустила ALTIUS-600. БПЛА, разработанный компанией Area-I, предназначен для наблюдения и разведки. Масса беспилотника достигает 12 кг – включая максимальную полезную нагрузку в 3 кг. В носовой части ALTIUS-600 может размещаться оборудование РЭБ, или вооружение, превращающее БПЛА в дрон-камикадзе. При этом, беспилотник может до 4 часов находиться в воздухе. Стоит отметить, что это не первый опыт по запуску малых БПЛА с беспилотных носителей в США. Так, в прошлом году ALTIUS запустили с беспилотника MQ-1C Gray Eagle.   Специалисты компаний Kratos и Area-I работали совместно с Исследовательской лабораторией ВВС США над программным обеспечением, и точкой подвески БПЛА в отсеке XQ-58A. После пуска разведывательного БПЛА «Валькирия» продолжила полётные испытания. При этом, «XQ-58A летел выше и быстрее, чем во время предыдущих полётов», – добавил представитель ВВС США Элисон Турри. 

Для справки:
Напомним, экспериментальный БПЛА XQ-58A разрабатывается в рамках программы «экономичных авиационных технологий», целью которой является создание аппарата сопровождения истребителей F-22 и F-35. «Валькирия» соответствует концепции «attritable», которая подразумевает повторное использование, но относительно малая стоимость позволяет заложить неизбежные потери. Реактивный БПЛА развивает максимальную скорость в 1050 км\ч, и может нести до 250 кг полезной нагрузки на 8 точках подвески в скрытых отсеках. Стоит отметить, что в России аналогов этой технологии пока не испытали, но подобную концепцию взаимодействия беспилотников отрабатывают в российском БПЛА «Гром», разрабатываемом компанией «Кронштадт». Аппарат со взлётной массой в 7 тонн может управлять роем в десять БПЛА «Молния», запускаемых с другого носителя. В свою очередь, дроны, размещаемые во внутренних отсеках, позволяют сохранить низкую заметность аппарата, и отказаться от пилотируемых носителей малых БПЛА – как в случае с «Молниями»…

В США построили новые стелс-бомбардировщики

США готовятся поднять в небо первые бомбардировщики нового поколения. Сегодня, 10 июня, портал thedrive.com сообщил о том, что компания Northrop Grumman завершила сборку первых двух образцов самолёта B-21 Raider.

Во время вчерашних слушаний в Комитете по делам вооружённых сил Палаты представителей помощник министра ВВС по закупкам, технологиям и логистике Дарлин Костелло сообщила, что первые два B-21 уже собраны на заводе 42 в Палмдейле (штат Калифорния). Первый полёт запланирован на 2022 год.

Рендер перспективного бомбардировщика B-21 Raider/Источник изображения: af.mil

Проект по созданию B-21 предполагает сборку сотни бомбардировщиков (с возможностью увеличения заказа), которые планируется принять на вооружение в середине 2020-х годов. Сумма контракта составляет $55 млрд (примерно $550 млн за каждый самолёт). Новая машина должна работать в тандеме с предшественником — бомбардировщиком B-2 Spirit.

В арсенале ВВС США насчитывается три типа действующих стратегических бомбардировщиков: B-52 Stratofortress, B-1 Lancer и B-2 Spirit. Кроме того, в 2016 году началась работа по созданию нового стратегического бомбардировщика, получившего название B-21 Raider. Несмотря на то что самолёт B-52 Stratofortress впервые поднялся в воздух ещё в 1952 году, именно он продолжит службу вместе с перспективным B-21 Raider, тогда как B-1 Lancer и B-2 Spirit будут списываться по мере производства новых бомбардировщиков.