Первому космонавту Земли, Посвящается!

Ровно 60 лет назад, 12 апреля 1961 года состоялся первый в истории пилотируемый космический полет. Лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космос на корабле «Восток-1» совершил виток вокруг планеты и благополучно вернулся на Землю.

Про него написано и снято так много, что, кажется, рассказать что-то новое и интересное нереально. Однако, как ни странно, многие важные документы о полете рассекретили только недавно, в 2011-м, а их систематизацией и анализом биографы занимались все последние годы и только к 60-летию первого полёта в космос рассекречены биографические, касающиеся подготовки и проведения первого полёта документы…

Эта историческая миссия стала возможной благодаря труду советских ученых, работе сотен организаций, многие из которых сегодня входят в состав Ростеха. Коллективы этих предприятий принимали участие в создании корабля «Восток», его ракеты-носителя и различных систем. Благодаря их разработкам весь мир увидел телевизионные кадры первого космонавта и услышал знаменитое «Поехали!».

Для справки:
Орденами и медалями СССР награждено 6 910 рабочих, конструкторов, ученых, руководящих и инженерно-технических работников:
орденом Ленина награждено 479 человек,
орденом Трудового Красного Знамени — 1 218,
орденом Красной Звезды — 254,
орденом «Знак Почета» — 1 790,
медалью «За Боевые Заслуги» — 107,
медалью «За Трудовую Доблесть» — 1 683,
медалью «За Трудовое Отличие» — 1 377 человек.
Наградили и не летавших космонавтов. Заочно и досрочно орденом Красной Звезды.
Германа Титова представляли к ордену Красного Знамени. Но Хрущев распорядился дать ему орден Ленина.
Валентине Ивановне Гагариной тоже был вручен орден Ленина. Надо отдать должное ее скромности и представлениям о собственных заслугах: она не надевала этот орден ни разу в жизни…

Перед полётом и в полёте

Звездный тренажер

Подготовка первых космонавтов, так называемого «гагаринского отряда» из двадцати человек, началась примерно за год до легендарного полета. Сначала взрослые мужчины снова стали студентами и поглощали огромные объемы теоретических знаний. Затем были парашютные прыжки, тренировки на разные виды перегрузок, полеты в невесомости и другая физическая подготовка. После этого, как и обычные летчики, будущие космонавты должны были осваивать технику, с которой предстояло работать. Но проблема заключалась в том, что космический корабль дорабатывался параллельно тренировкам и еще не был окончательно готов. 

Решение было найдено Сергеем Королевым – создать на базе моделирующего стенда корабля «Восток-3А» стенд-тренажер. Задачу максимально приблизить макет к реальности логично было доверить тем, кто создавал пульт управления космическим кораблем. Этим занялись инженеры лаборатории №47 Летно-исследовательского института им. М.М. Громова под руководством Сергея Даревского. Впоследствии на базе этой лаборатории было создано Специализированное опытно-конструкторское бюро ЛИИ (СОКБ ЛИИ), а в 1983 году был образован НИИ авиационного оборудования (НИИАО), входящий сегодня в концерн «Радиоэлектронные технологии» Ростеха.

Источник по теме: Техника космического триумфа. Фото: Роскосмос

Тренажер был установлен в г. Жуковском, куда в октябре 1960 года отправляются шестеро отобранных из двадцатки космонавтов, в том числе и Юрий Гагарин. За основу тренировок на космическом тренажере был взят опыт подготовки летчиков: курсанты изучали всю последовательность действий, работы с техникой как при нормальном течении полета, так и в случае нештатных ситуаций. В январе 1961 года космонавты выдержали экзамены, в течение часа рассказывая об устройстве корабля и ходе полета. 

Движение вверх

Путь в космос для двигателей РД-107 и РД-108, которые подняли к звездам первого космонавта, начался задолго до того легендарного апрельского дня. Силовые установки были разработаны в 1954-1957 годах для межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Серийное производство двигателей было освоено в 1958 году на самарском заводе №24 имени М.В. Фрунзе (ныне − «ОДК-Кузнецов») в рекордные сроки − всего за один год. 

R-7_sborka.jpg
Стыковка бокового (слева вид на сопла РД-107) и центрального блоков (вид на сопла РД-108) на ракете Р-7

Двигатели устанавливались на первую и вторую ступени ракеты. Конструкция ракеты Р-7 оказалась настолько успешной, что на ее основе было создано целое семейство ракет-носителей. До полета Гагарина самарские двигатели уже вывели на орбиту первый искусственный спутник Земли, доставили советскую станцию на Луну и поднимали в космос подопытных животных. Ракетные двигатели «ОДК-Кузнецов» уже более полувека остаются основой российской космонавтики. С 1950-х годов все пилотируемые и до 80% грузовых космических кораблей в России запускаются с помощью РД-107 и РД-108 и их модификаций. 

Космовидение и легендарный микрофон

Первые космические камеры передавали на Землю изображения животных-космонавтов. Это позволило получить важные данные о поведении живых существ в космосе и сделать выводы о возможности полета человека. Но космовидение не только помогало медикам и команде управления полетом – оно подарило всему человечеству кадры первого человека в космосе. 

Телевизионная система «Селигер», которая использовалась в знаменательном полете, была разработана НИИ телевидения, сегодня являющимся частью холдинга «Росэлектроника». До этого устройство уже успешно опробовали во время полетов собак, в том числе Белки и Стрелки

19b7a48ead82a73e5c34a161350e5f1a.jpg
Байконур, аппаратура «Селигер», начало 1960-х годов

В день старта, когда все предварительные работы были проведены, Гагарин занял свое место и люк был закрыт, с остальным миром космонавта фактически соединяли только видео- и радиосвязь. Его крупно снимали две камеры: в профиль и анфас, а свет был установлен так, чтобы лицо освещалось равномерно. Благодаря этому мы можем достаточно хорошо рассмотреть лицо космонавта, даже несмотря на низкое качество первых опытов космической съемки. 

i0530rp.jpg
Фото: www.kik-sssr.ru

Прием телевизионной информации с корабля «Восток-1» осуществлялся на трех измерительных пунктах в стране: ИП-1 на Байконуре, НИП-4 в Енисейске, и последним был НИП-6 в Елизово (Камчатский край). Примерно через 20 минут после старта, сигнал бортовой телесистемы «Селигер» сумели перехватить на AAFJOG (Army-Air Force Joint Operations Group). Это объединенная оперативная группа армии и ВВС США, расположенная на острове Шемья. Передача была демодулирована в видеоизображение в режиме реального времени. Американцы увидели живого человека в скафандре, совсем скоро они узнают его имя. Так Гагарин еще не завершил свой 108-минутный полет, а руководство США получило самое надежное доказательство, что советский гражданин оказался первым в космосе.

Свое легендарное «Поехали» Гагарин сказал в микрофон ДЭМШ, капсюли которого видны на съемке первого полета. Модель была разработана незадолго до полета, ее производством занялся тульский завод «Октава». 

Микрофон ДЭМШ («Дифференциальный электромагнитный малогабаритный шумостойкий») стал очень успешным изделием: многие десятилетия он применялся практически во всех советских гарнитурах и телефонах. Разработанный лучшими инженерами ДЭМШ — идеальный микрофон для связи в условиях помех, шума и непогоды. И сегодня, спустя 60 лет после полета, этот микрофон продолжает выпускаться на заводе «Октава» десятками тысяч единиц в год.

Неочевидные и невероятные факты(воспоминания очевидцев):..

Гагарин перед стартом. © РКК «Энергия»

22. Ученые обратили внимание, что при первом полностью успешном полете собак в космос Белка испытывала в невесомости сильное беспокойство. Из опасения, что космонавт может утратить контроль над собой, панель ручного управления была закрыта кодовым замком. Код хранился на борту корабля в специальном пакете.

23. Но специалисты так волновались за Гагарина, что за день до старта его инструктор Марк Галлай сообщил код от замка — цифры 1, 2, 5. То же сделал и ведущий конструктор по «Востоку» Олег Ивановский — уже перед закрытием крышки люка.

24. По пути к ракете Гагарин попросил остановить автобус в голой степи и прямо в скафандре «сходил на колесо». Так он решил проблему, которую не предусмотрели врачи: сходить в туалет на корабле было негде. Первый американский астронавт Алан Шепард в такой же ситуации пописал прямо в скафандр. У будущих советских космонавтов «ходить на колесо» стало традицией.

Гагарин перед стартом. © Роскосмос

25. Полностью закрытый корабль с Гагариным внутри пришлось еще раз открывать и закрывать, потому что от одного из датчиков не поступал сигнал о том, что крышка люка закрылась достаточно плотно.

“Ключ на старт”

26. Старт ракеты с кораблем «Восток-1» был успешным. Но при выходе на орбиту стала очевидна первая большая проблема полета: из-за сбоя в системе радиоуправления двигатели ракеты проработали дольше. Буквально чуть-чуть — но этого хватило, чтобы корабль с Гагариным вышел на орбиту 181 × 327 километров с наклонением 65°, а должен был по плану — на высоту 189 × 235 километров. Дальняя точка вытянутой орбиты — так называемый апогей — оказалась дальше от Земли на 92 километра.

27. Из-за этого Гагарин рисковал остаться в космосе больше 20 дней. Дело в том, что на «Востоке-1» была одна тормозная двигательная установка, которая должна была включиться в сторону движения корабля, чтобы вернуть его на Землю. На случай ее отказа была выбрана орбита, с которой при естественном торможении в атмосфере корабль приземлился бы за 5–7 суток. Но корабль улетел дальше. Между тем именно на это время приземления были рассчитаны запасы системы жизнеобеспечения.

Гагарин остался один на один с космосом, но с Землей его соединял телевизионный мост. К счастью, телесистема отработала штатно, и качество изображения соответствовало всем ожиданиям разработчиков. Десятки глаз с волнением наблюдали за первым космонавтом – выражением его лица, движение рук и головы. Не отрываясь от экранов, за полетом следил и главный конструктор «Селигера» Петр Брацлавец.

Эту телекамеру как свой боевой трофей Петр Брацлавец прямо с места приземления лично доставил в музей предприятия, где она хранится до сих пор. Музей НИИ телевидения до недавнего времени был открыт только для научно-технической элиты, а сегодня его могут посетить все желающие.

Цитата из доклада Гагарина после полета:
«Доклады осуществлял в соответствии с заданием в телеграфном и телефонном режимах. Произвел прием воды и пищи. Воду и пищу принял нормально, принимать можно. Никаких физиологических затруднений при этом я не ощущал. Чувство невесомости несколько непривычное по сравнению с земными условиями. Здесь возникает такое ощущение, как будто висишь в горизонтальном положении на ремнях, как бы находишься в подвешенном состоянии. Видимо, подогнанная плотно подвесная система оказывает давление на грудную клетку, и поэтому создается такое впечатление, что висишь. Потом привыкаешь, приспосабливаешься к этому. Никаких плохих ощущений не было.
Производил записи в бортжурнал, доклады, работал телеграфным ключом. Когда принимал пищу, пил воду, пустил планшет, и он с карандашом „плавал“ передо мной. Затем надо было мне записать очередной доклад. Взял планшет, а карандаша на месте не оказалось. Улетел куда-то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман. Все равно не пригодится, писать же нечем».
Цитата из доклада Гагарина после полета:
«…было произведено закрытие люка № 1. Слышал, как его закрывают, как стучат ключами. Потом начинают люк вновь открывать. Смотрю, люк сняли. Понял, что-нибудь не в порядке. Мне Сергей Павлович [Королев] говорит: „Вы не волнуйтесь, один контакт почему-то не прижимается. Все будет нормально“. Расчетом скоро были переставлены плата, на которых установлены концевые выключатели. Все подправили и закрыли крышку люка. Все было нормально».
Взлет корабля «Восток-1». Rex Features / Vida Press

28. Во время полета Гагарин был пристегнут подвесной системой к креслу и не покидал его.

29. Траектория полета «Востока» проходила над СССР, Гавайскими островами, южнее мыса Горн, Африкой. Всего один виток вокруг земного шара…

По теме:

Для мягкой посадки

«Дорога в космос начинается с Киржача» − так говорил Юрий Гагарин о летно-испытательном комплексе НИИ парашютостроения, который сегодня входит в состав холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех. Именно здесь проходил парашютные тренировки первый отряд и практически все советские космонавты. 

Однако тренировались в Киржаче не только космонавты, но и космическая техника. Специалистами НИИ парашютостроения были созданы парашюты для приземления спускаемого модуля корабля «Восток», которые обеспечили мягкую посадку первому космонавту. 

Многие ошибочно полагают, что Гагарин после спуска вышел на землю из шарообразного спускаемого аппарата. Но это не так: космонавт размещался в аппарате в специальном катапультируемом кресле, которое на высоте 7 км «выстреливалось» и вместе с человеком опускалось на парашютах на землю. В то время использование катапультной системы было наиболее безопасным способом вернуть космонавта на Землю, а кроме того, она служила средством аварийного покидания космического корабля в случае аварии ракетоносителя. 

Из «Дневников» Н. Каманина:
— 12 апреля 1961 года, среда. Через 20 минут после старта я с группой товарищей выехал на аэродром. Самолет Ан-12 поднялся в воздух и взял курс на Сталинград. Уже в воздухе мы прослушали сообщение ТАСС о благополучном приземлении космонавта в районе Саратова, а еще через несколько минут нам сообщили с КП ВВС: «Все в порядке, майор Гагарин вылетает в Куйбышев».
Посадка, в общем, была нормальной, только спускаемый аппарат приземлился с большим перелетом: расчетное место посадки было в 110 км южнее города Сталинграда. Штатная посадка космонавта предполагала единственный вариант — катапультирование из спускаемого аппарата на высоте около 7 000 метров, затем, отделившись от кресла, он спускался на парашюте. Приземлиться мог и в горах, и в тайге, и на море. Чтобы вовремя оказать космонавту помощь, решено было десантировать к месту его приземления врача-парашютиста. Для этих целей была подготовлена группа медиков-спасателей. Возглавил подразделение подполковник медицинской службы и опытный парашютист Виталий Волович.
Из воспоминаний В. Воловича:
— Я с группой дежурил на военном аэродроме Кряж под Куйбышевом. Нам выдали по комплекту аварийного запаса летчика и особый мандат. В нем было указано: советские и партийные органы Советского Союза должны оказывать нам содействие в размещении, обеспечении транспортом, средствами связи и медицинской помощью. Мы в 9:30 заняли пост в своей «зоне ответственности». Предполагалось, что посадка произойдет южнее Сталинграда на 110 км. Разброс точки приземления составлял 400–600 км. Кто из подготовленной шестерки космонавтов полетит, мы не знали. И тут радист вдруг закричал: «Гагарина запустили». Мы дружно ответили: «Ура!»…

Кресло было снабжено двумя парашютами: основным площадью 83,5 кв. м и запасным – с куполом в 56 кв. м. Вводу основного парашюта предшествовал ввод тормозного площадью 2 кв. м для создания благоприятных условий при вводе основного. Основной парашют площадью размещался в верхней части кресла в парашютном контейнере, запасной – на специальной отделяемой спинке кресла и вводился в случае отказа основного. 

спускаемый аппарат.jpg
Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» на месте приземления. Фото: Российский государственный архив научно-технической документации

Спускаемый аппарат также был оборудован парашютной системой. Она состояла из трех парашютов: вытяжного, тормозного и основного, купол которого превышал 500 кв. м. Обе парашютные системы были созданы в НИИ парашютостроения, штатно отработали во время полета Гагарина и помогли с успехом завершить знаменательную миссию.

После полёта

Ракета-носитель «Восток» с кораблем «Восток-1», на борту которого находился будущий герой Советского Союза, была запущена с космодрома «Байконур». После 108 минут пребывания в космическом пространстве Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалеку от города Энгельса.

Экипаж самолёта Ил-18 с командиром воздушного судна Борисом Бугаевым (бортовой номер № СССР-75717) доставил Юрия Гагарина в Москву.

В 50 километрах от столицы Ил-18 встретила семёрка истребителей МиГ-17 и в строю почётного эскорта сопровождала самолёт.

Кортеж пролетел над Красной площадью, и Ил-18 приземлился в аэропорту Внуково, где Юрия Гагарина приветствовало всё партийное руководство страны, журналисты и огромное количество москвичей и гостей столицы.

Юрий Гагарин и Никита Хрущёв в аэропорту Внуково, 14 апреля 1961 года.

Вот как об этом рейсе вспоминал генерал-лейтенант Н.П. Каманин, бывший в то время помощником Главнокомандующего ВВС по космосу: «В 10 часов 40 минут 14 апреля на самолёте Ил-18 мы стартуем на Москву. На борту самолета Юра Гагарин, Агальцов, Рытов, Яздовский, я и несколько корреспондентов. Километрах в пятидесяти от Москвы нас встречает семерка истребителей и занимает место почетного эскорта. Два истребителя справа, два – слева и три – вверху сзади. Юра передаёт им по радио: «Друзьям-истребителям горячий привет! Юрий Гагарин». Истребители благодарят за приветствие. Проходим над аэродромом Внуково, идем вдоль Калужской, пересекаем Красную площадь и продолжаем полёт вдоль улицы Горького. На аэродроме, на улицах и площадях Москвы очень много демонстрантов… Ровно в 13.00 самолёт выключает двигатели в 100 метрах от трибуны, открывается дверь и Юра выходит навстречу своей большой и заслуженной славе…»

Взлет. На сбор времени уходит мало. Всей группой берём курс в обусловленную точку встречи. Летим на высоте 500 метров. До встречи с самолетом считанные секунды. В другой раз их и не заметишь. А на этот раз они тянутся особенно долго. Вот вдали и немного выше нас появляется точка. Она быстро растёт. Это долгожданный Ил-18. Встреча состоялась секунда в секунду, как было намечено. Мы делаем разворот и занимаем свои места вокруг самолёта: пара справа, пара слева и три МиГ-17 сзади, немного выше эскортируемого самолёта. В момент перестроения в наушниках своих шлемофонов мы услышали с борта Ил-18:

– Братьям-истребителям передаю горячий привет! Юрий Гагарин.

– Большое спасибо за подвиг! – ответил я.

После этого полёта уже на земле Михаил Уницкий рассказал, как, получив ответ, Юрий Гагарин посмотрел в иллюминатор и приветственно помахал рукой.

Мы летим совсем низко над Москвой. С высоты хорошо видны улицы столицы, заполненные народом. Но смотреть на землю некогда, нужно следить за эскортируемым самолётом. Делаем круг почёта над Москвой, потом Ил-18 заходит на посадку во Внуково. Мы получаем команду, и наша семерка очень низко проходит над местом торжественной встречи. Это всего две секунды, но они сохранятся в памяти на всю жизнь!»

Выйдя их самолёта, Гагарин прошагал по ковровой дорожке с отстегнувшейся подтяжкой для носка (которую принимают за шнурок) и отрапортовал об успешном выполнении задания партии лично Хрущеву.

Из аэропорта первый космонавт Земли проследовал в Кремль, где ему была вручена Золотая звезда «Героя Советского Союза» и присвоено звание «Лётчик-космонавт СССР».

«Сообщение о запуске первого в мире космического корабля с человеком на борту потрясает до глубины души, вызывает законную гордость за нашу Советскую Родину, за наш героический народ-созидатель. Это великий подвиг великого народа. Мы были уверены, что первым в космосе будет советский человек. И стал наш лётчик-майор Ю.А.Гагарин. Очень радостно, что он успешно выполнил историческое задание Родины, счастливо вернулся на родную землю», – приветственное сообщение Александра Ивановича Покрышкина, маршала авиации, трижды Героя Советского Союза.

Друзья – однополчане! Россияне! С Праздником! Желаю Всем Здоровья и душевного спокойствия!