Опыт ТО и Р провайдером S7 Technics

Самолеты A320: на службе гражданской авиации России

“Аэрофлот” — стартовый и крупнейший российский эксплуатант самолетов Airbus A320. Сегодня узкофюзеляжные самолеты производства Airbus  составляют основу парка ведущих российских авиакомпаний. И количество этих ВС в России будет только расти. Какие самолеты семейства A320ceo/neo были первыми в гражданской авиации России, как происходит техобслуживание(ТО) этого типа ВС и почему кардинальных различий в ТО A320 и B-737NG сегодня нет.

Годы эксплуатации

Самолеты семейства Airbus A320 в российской гражданской авиации эксплуатируются более 16 лет.

В октябре 2003 года первые машины этого семейства получил “Аэрофлот”. Ими стали A319 (регистрационный номер VP-BWA; в настоящее время эксплуатируется в авиакомпании “Аврора) и A320 (регистрационный номер VP-BDK; выведен из парка авиакомпании “Аэрофлот в ноябре 2019 года). Первым эксплуатантом самолетов A321 также стал “Аэрофлот”. В ноябре 2004 года был принят стартовый самолет этой модели; им стало ВС с регистрационным номером VP-BWN, которое эксплуатировалось в крупнейшей российской авиакомпании до лета 2017 года.

По теме: S7 Technics вышел на рынок техобслуживания Boeing 737MAX

Airbus A320

Аэрофлот” — стартовый и крупнейший российский эксплуатант самолетов Airbus A320. Тогда же гражданская авиация России получила первый самолет нового поколения Airbus A320neo. Эта машина поступила в парк S7 Airlines в июле 2017 года. А в июне 2018-го крупнейший частный авиаперевозчик страны первым в России принял A321neoнаиболее вместительный самолет ремоторизованного семейства A320neo.

По данным Росавиации, за 11 месяцев 2019 года на долю пяти лидирующих авиакомпаний страны пришлось 64% авиапассажиров. Среди этих перевозчиков самолеты Airbus не использует только лоукостер “Победа“. Он развивается за счет узкофюзеляжных машин Boeing.

Значимость

По своей значимости для воздушного транспорта России воздушные суда семейства A320 вне конкуренции. В 2018 году, по данным издания “Ежегодник АТО“, узкофюзеляжные самолеты Airbus российских авиакомпаний перевезли 50,7 млн пасс. (43,6%). Для сравнения: узкофюзеляжные самолеты Boeing перевезли 28,6% пассажиров.

Увеличение количества узкофюзеляжных самолетов производства Airbus в парках российских авиакомпаний отразилось и на развитии российского сектора услуг техобслуживания авиатехники.      

Основу флота S7 Airlines составляют самолеты производства Airbus

Наибольшим опытом работы с самолетами семейства Airbus A320 владеет провайдер S7 Technics, так как его специалисты выполняли ТО большинства российских операторов данного типа ВС. Кроме того, этот провайдер взаимодействует с иностранными эксплуатантами A320ceo/neo. Например, с ведущей казахстанской авиакомпанией Air Astana и ее подразделением FlyArystan.

Возможности

S7 Technics обслуживает самолеты семейства A320 на всех трех производственных базах (аэропорты Домодедово, Толмачево и Минеральные Воды) и двух линейных станциях (Иркутск и Владивосток).

К ТО самолетов семейства A320ceo/neo, оснащенных двигателями CFM56, V2500 и PW1100G, допущено около 400 специалистов (категории A1, B1.1, B2 и С) провайдера.

Российские авиакомпании Red Wings (ее самолеты — на заднем плане) и “Уральские авиалинии” пока развиваются исключительно за счет узкофюзеляжных самолетов производства Airbus. “Если вести речь именно о периодическом техобслуживании, то к работе с этим типом ВС мы приступили в июне 2006 года, с приходом в S7 Airlines самолетов A319. Напомню, что в том году авиакомпания получила сразу восемь машин данного типа”, — рассказывает Владимир Ерашов, начальник производства S7 Technics.

Собеседник объяснил, что работа с самолетами Airbus A320ceo гарантирует наличие устойчивого спроса на услуги провайдера.

Ведь наряду с Boeing 737NG самолет A320 — самый распространенный тип ВС в мире (более 8000 машин) и самый массовый самолет в авиакомпаниях России (около 300 единиц).

Значимость A320 для S7 Technics подтверждается цифрами.

В 2019 г. специалисты провайдера выполнили на ВС семейства A320: 54 тяжелые формы ТО, 9 передаточных форм (redelivery check), 335 A-check.

По каждому из видов работ наблюдается рост. А покрасочная команда S7 Technics в Минеральных Водах в 2019-м окрасила 14 бортов семейства A320. В итоге наибольшая доля выработки S7 Technics приходится именно на узкофюзеляжные ВС производства Airbus.

Степень компетенций по самолетам Airbus A320 в S7 Techniсs — на уровне лучших мировых MRO-организаций. На регламентное ТО мы сертифицированы без ограничений, то есть можем выполнять абсолютно все работы, заложенные в программе ТО ВС данного типа. Текущий уровень компетенций позволяет нам практически все, вплоть до проведения работ по утилизации A320″, — заявляет Владимир Ерашов.

Российские особенности

Для климата на всей территории России характерно отчетливое разделение года на холодный и теплый сезоны, большие перепады температур. А аэропортовая сеть страны продолжает модернизироваться. Возникает вопрос, как эти факторы влияют на эксплуатацию в нашей стране европейских A320.

Владимир Ерашов какой-либо специфики в обслуживании самолетов семейства A320 по сравнению с ТО других ВС не видит: “Все современные самолеты имеют развитые системы самотестирования. Вот почему какие-то специфические нюансы, присущие первым поколениям ВС различных производителей, с распространением глобализации, кооперации как при производстве ВС, так и при их оснащении оборудованием (электронные блоки одних и тех же производителей устанавливаются на Airbus, Boeing, Embraer, Superjet 100) нивелируются. Поэтому программы ТО все более начинают походить друг на друга”.

Вместе с тем собеседник отметил, что климатические условия России как страны с длительными периодами эксплуатации ВС в условиях отрицательных температур требуют крайне педантичного отношения к разделу Cold Weather Maintenance (“Обслуживание в холодную погоду“).

Также специфичными для нашей страны являются вопросы, связанные с длительной (иногда до нескольких суток) таможенной очисткой авиационно-технического имущества“, — считает Владимир Ерашов.

За полтора десятка лет практики работ S7 Technics с самолетами Airbus A320 начальнику производства провайдера в первую очередь вспоминается проблема со сколами хромированного покрытия стоек шасси.

Для исследования привлекался производитель, выполнялись тестовые замеры количества тепла, принятого стойкой в процессе пробега и руления, показавшие существенное превышение над среднеевропейскими показателями, — комментирует Владимир Ерашов. — При этом ВС типа В-737 подобной проблемой затронуты практически не были по причине гораздо более прочного хромированного слоя. Проблема была решена путем доработки узла смазки данной зоны и замены нижнего подшипника на усиленный тефлоновый“.

Обслужить neo

Стартовые тяжелые формы ТО на самолетах A320neo специалисты S7 Technics выполнили в начале 2019 года. Компания стала первым провайдером ТО и Р, выполнившим С-сheck на самолетах этого типа на территории России и ближнего зарубежья.    Работы проводились на производственной площадке S7 Technics в московском аэропорту Домодедово. Тогда были обслужены два A320neo S7 Airlines, оснащенные двигателями Pratt & Whitney PW1127.

Двигатель PW1100 по сравнению с CFM56-5 относится к моторам следующего поколения. Поэтому тестовое оборудование превосходит по возможностям предыдущее поколение на порядок. Впрочем, двигатель находится в периоде подконтрольной эксплуатации, поэтому существенный объем выполняемых работ требует согласования с представителем производителя”, — отметил Владимир Ерашов.

A320 и B-737NG: разница в ТО

Самолеты семейства A320 и Boeing 737NG — прямые конкуренты. А каковы различия в ТО этих двух типов ВС?

Владимир Ерашов пояснил, что как раз с появлением B-737NG различия стерлись: “Предшественник ― B-737CL был представителем старой школы, и четко прослеживалась разница в подходах Airbus ― изначально коммерческого гражданского концерна и Boeing ― корпорации, на первом этапе ориентированной на военную продукцию.

Но глобализация, конкуренция и кооперация привели всех к общему знаменателю”.

Компания S7 Technics подвела итоги работы в 2021 году