Авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель ПС-90А за счёт постоянных усовершенствований является надёжным и востребованным, это единственный отечественный двигатель четвёртого поколения, который применяется как в гражданской, так и в транспортной авиации. Двигатель серийно производится на предприятии «ОДК-Пермские моторы», а конструкторская документация разрабатывается в «ОДК-Авиадвигатель».
В конструкции ПС-90А используются жаропрочные интерметаллидные сплавы, керамические теплозащитные покрытия и монокристаллические лопатки турбин для сохранения рабочих характеристик при высоких температурах. Такие конструктивные особенности наряду с современными технологиями сборки обеспечивают увеличение ресурса основных деталей и более длительный срок эксплуатации двигателя в целом.
Тяга на чрезвычайном режиме (tн < + 30 °C, Pн > 730 мм рт. ст., H = 0), кгс | 17500 |
Тяга на максимальном режиме (tн < + 30 °C, Pн > 730 мм рт. ст., H = 0), кгс | 16000 |
Тяга на крейсерском режиме (Н = 11 км, М = 0,8), кгс | 3500 |
Удельный расход топлива, кг / кгс • ч | 0,599 |
Высота полета, м | до 13100 |
Температура воздуха у земли для запуска и работы, °C | -47…+45 |
Высотность аэродромов, м | до 3500 |
Cухая масса, кг | 2950 |
Поставочная масса, кг | 4300 |
Длина двигателя, мм | 4964 |
Диаметр вентилятора, мм | 1900 |
По сравнению с базовым двигателем(ПС-90А), ПС-90А2 обладает рядом преимуществ, в том числе: повышение ресурса и надежности в 1,5–2 раза; значительное снижение стоимости жизненного цикла; уменьшение трудоемкости обслуживания в эксплуатации в 2 раза. |
Для уменьшения воздействия на окружающую среду и соответствия экологическим нормам в камере сгорания применяются принципы малоэмиссионного горения. Для снижения шума ПС-90А конструкторы «ОДК-Авиадвигатель» провели работу по отстройке от собственных частот зубчатых колес. Как дополнительная мера, в звукопоглощающих элементах второго поколения используются полимерные композиционные материалы. Они обеспечивают соответствие ПС-90А требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO) по шуму.
Модульная конструкция двигателя обеспечивает хорошую ремонтопригодность и быструю восстанавливаемость на месте эксплуатации без съёма с крыла и отправки на ремонт. Тем самым снижаются затраты на обслуживание и значительно экономится время и средства на техническое обслуживание двигателя.
© пресс-служба ПАО «ОАК» / Ил-96-400М, двигатели ПС-90А1. Архивное фото
ПС-90А изначально разрабатывался как унифицированный двигатель для средне- и дальнемагистральных самолётов Ил-96 и Ту-204. На сегодняшний день на его базе создана линейка модификаций для разных типов самолётов. Например, модификация ПС-90А-76 устанавливается на новые грузовые самолёты Ил-76МД-90. Двигатель имеет хорошую эффективность и соответствует нормам по эмиссии CO2 и шуму.
Модификация ПС-90А1 разработана для транспортного самолёта Ил-96-400Т. Главные особенности двигателя – увеличенная тяга взлётного режима, малоэмиссионая камера сгорания и звукопоглощающие конструкции второго поколения.
Двигатель ПС-90А2 был создан для среднемагистральных самолётов Ту-204СМ. Он оснащён новыми турбиной высокого давления и системой автоматического управления. По сравнению с базовым двигателем он имеет меньшую трудоёмкость в обслуживании и увеличенный ресурс основных деталей.
Сборка двигателей ПС-90А в Перми на предприятии «ОДК-Пермские моторы» / Фото: © пресс-служба ОДК
С начала серийного изготовления в Перми выпущен 541 двигатель. Сейчас в эксплуатации находится 424 двигателя семейства ПС-90А, причём больше половины из них – базовый вариант ПС-90А.
В связи с развитием пассажирских и транспортных программ планируется значительный рост производства ПС-90А и его модификаций. Ежегодная прогнозная потребность в двигателях семейства ПС-90А составляет с 2026 года до 120 единиц. Для увеличения производства на предприятии ОДК-Пермские моторы запущена программа по техническому переоснащению предприятия. Двигателестроители будут наращивать не только производство двигателей ПС-90, но и деталей для них, а также расширять компетенции по ремонту комплектующих.
По теме:
18.08.2022г. А. Иноземцев – о перспективах двигателей для самолётов от Ту-214 до МС-21-400…
Предложен дешёвый и надёжный способ сборки авиадвигателей
Комплексная программа развития авиационной отрасли России до 2030 года поставила перед промышленностью задачу ускорить цикл проектирования и производства авиационных двигателей. […]
Ростех запустил производство лопаток двигателя ПД-8
Объединенная двигателестроительная корпорация начала производство лопаток для двигателя ПД-8, выдерживающих особо высокие нагрузки. Детали изготавливаются в инновационном литейном комплексе рыбинского […]
Новая площадка для выпуска электронных агрегатов ТРД
Строительство новой производственно-испытательной базы на предприятии «ОДК-СТАР» начнётся в текущем году в Перми. На площади 17 тысяч квадратных метров разместится […]