Сайберлеты обязательны к установке на новых «Суперджетах»

Горизонтальные законцовки крыла станут базовым элементом на импортозамещённой версии «Суперджета», самолёте SJ-100, что позволит авиакомпаниям сократить расходы на топливо и повысить экономическую эффективность эксплуатации этого типа самолётов. Об этом на пленарном заседании VI Общероссийского конгресса инженеров, который проходит в Комсомольске-на-Амуре сообщил главный конструктор Superjet 100 производственного центра «Яковлев» Кирилл Кузнецов.

«Решение связано в первую очередь с тем, чтобы повысить эксплуатационную пригодность, повысить надёжность самолёта, повысить его какие-то отдельные характеристики. Например, на этом самолёте в базовой комплектации, без какой-то опционности предусмотрена установка горизонтальных законцовок крыла, которые ранее для Sukhoi Superjet 100 были опцией. Её отдельно заказывали авиакомпании. Здесь они будут идти в базе», – сказал Кузнецов.

Он уточнил, что у всех самолётов SJ-100 характеристики будут на 3-5% лучше по расходу топлива и по экономической эффективности для авиакомпаний.

Испытания SSJ100 с сайберлетами начались 21 декабря 2017 года в Жуковском на аэродроме ЛИИ им. Громова. Сертификация законцовок продолжалась два года. В соответствии с программой испытаний было выполнено более 140 полётов. Лётная программа состояла из проверки взлётно-посадочных характеристик, устойчивости и управляемости, систем автоматического управления, внешнего светооборудования, вертикальной навигации. Были выполнены полёты на прочность, большие скорости, критические углы атаки, а так же полёты по категориям I, II, IIIa (взлёт-посадка) ИКАО и режимах по определению расходов топлива на различных этапах.

Зачем Суперджету нужны горизонтальные законцовки крыла — сайберлеты

В декабре 2019-го АО «Гражданские самолёты Сухого» получило дополнение к сертификату типа самолёта Superjet 100 (RRJ-95) на горизонтальные законцовки крыла типа «сайберлет». В сентябре 2022 года Росавиация по заявке ПАО «Корпорация «Иркут» выдала Одобрение главного изменения типовой конструкции самолёта RRJ-95 (Superjet 100), заключающегося во внедрении горизонтальных законцовок крыла на модели самолёта с увеличенной дальностью полёта RRJ-95LR-100 (SSJ100-95LR).

Преимуществами SSJ100, оснащённого композитными горизонтальными законцовками крыла, являются повышение топливной эффективности не менее чем на 4%, улучшение взлётно-посадочных характеристик самолёта, а также снижение уровня шума на местности, заявили тогда в Росавиации. Другой причиной, почему «Суперджету» понадобились сайберлеты, стало требование городского аэропорта Лондона.

Статус программы ближнемагистрального SJ-100 «Яковлев»

В октябре 2016 года ирландская авиакомпания CityJet и Гражданские самолёты Сухого подписали твёрдый контракт на 15 самолётов SSJ100. Заключение контракта с CityJet потребовало проведения доработок крыла с целью установки на нём аэродинамических законцовок. «Винглеты являются обязательным требованием аэропорта Лондон-Сити к воздушным судам», – пояснил после подписания контракта тогдашний исполнительный директор компании Superjet International Назарио Каучелья. В свою очередь, руководство ГСС тогда же сообщило, что аэродинамические законцовки станут стандартом для новых SSJ100 и будут доступны для установки на уже эксплуатируемые воздушные суда.

Возникает вопрос: «В связи с чем у лондонского городского аэропорта такие жёсткие требования, и почему самолёты с обычным крылом не могут в нём приземляться?» Дело в том, что этот аэропорт находится практически в центре Лондона в окружении жилых и офисных зданий. А спутный след хоть и крайне редко, но может повредить черепицу крыш близко расположенных строений. Винглеты уменьшают силу вихрей, отсюда и требования аэропорта. Подробно об этом можно было прочитать на сайте London City Airport, однако в настоящее время сайт недоступен для пользователей из России.

Этот аэропорт является одним из основных для компании CityJet, поэтому, чтобы «Суперджет» в своё время мог летать в Лондон, в качестве одного из необходимых условий к нему и были предъявлены требования по установке законцовок крыла.

Первым самолётом SSJ100 с сайберлетами стало воздушное судно с бортовым номером RA-89135 авиакомпании «Северсталь». Самолёт был передан в парк перевозчика 20 декабря 2019 года.

По теме:

Superjet 100: плюсы и минусы по мнению пилота В. Епифанова
Эволюция полёта «Суперджет 100» в SSJ NEW