Наиболее важным событием в военной авиации в прошлом году стал первый полет Northrop Grumman B-21A «Raider» – ведь новые стратегические бомбардировщики появляются не каждый год, сейчас даже не каждое десятилетие. Главная новость в военном авиационном «железе» в наступившем 2024 году также может прийти из-за океана: Пентагон планирует объявить победителя в конкурсе по программе истребителя следующего поколения – NGAD.
Сменщика F-22A «Raptor» планируют поставить на вооружение уже в начале следующего десятилетия. Схожую программу, но с отставанием по времени, ведут и ВМС США.
Обострение противостояния с Китаем и Россией вынудило военных США озвучить в 2021 году планы – как можно скорее создать новый истребитель нового поколения, предназначенный для завоевания господства в воздухе (программа NGAD так и расшифровывается: Next-Generation Air Dominance), и снять с вооружения F-22A уже в начале 2030-х. В случае реализации этого сценария, возможно, наиболее «распиаренный» боевой самолет современности ждет ранняя отставка – он будет снят с вооружения ВВС США раньше, чем машины четвертого поколения F-15 «Eagle» и F-16 «Fighting Falcon». Причем «Raptor» в свое время был призван заменить в качестве ультимативного истребителя F-15, который сейчас, напротив, возобновлен в серийном производстве для ВВС США в виде новой модификации F-15EX «Eagle II». Судя по всему, предназначена эта модификация в первую очередь как носитель гиперзвукового оружия тактической авиации (платформа F-15 оказалась для тактической авиации США практически безальтернативной как носитель габаритных и тяжелых ракет).
Это одновременно и удивительный, и достаточно понятный сценарий – F-22A создавался для обеспечения качественного превосходства над советскими истребителями 4-го поколения, но из-за исчезновения СССР как глобального противника была выпущена лишь небольшая доля от запланированного количества (187 машин из примерно 750). При этом он получил пропагандистский ореол как «супероружие», из-за чего не поставлялся даже ближайшим союзникам – на его поставки был наложен даже отдельный законодательный запрет.
Япония активно добивалась его закупки, и отказ в этом привел ее к идее разработки собственной программы истребителя нового поколения без участия США.
Нежелание американских военных и политиков «делиться игрушкой» вкупе с невозможностью произвести самолет в больших количествах в условиях бюджетных ограничений 1990-х – 2000-х годов привели к тому, что он «застрял» в развитии, его продвинутые модификации не были разработаны.
С появлением в мире истребителей нового поколения (особенно с началом массового выпуска и поступления на вооружение J-20 в Китае, главном геополитическом противнике) F-22A начал терять качественное превосходство, и стали больше заметны его недостатки: ограниченный потенциал модернизации, узкая направленность на воздушный бой, дороговизна и неудобство эксплуатации небольшого относительно общей численности ВВС парка.
Вероятно, в ближайшие два-три года мы получим более точное представление о том, будет ли замена F/A-18E и F пилотируемой или беспилотной. Полагаю, что, скорее всего, система будет пилотируемой, но я открыт и для других аспектов. Но в семейство систем обязательно войдут пилотируемые и беспилотные комплексы
Грегори Харрис, контр-адмирал, директор Отдела боевого применения авиации Управления начальника военно-морских операций
Логичным ответом стало намерение еще раз постараться создать «прорывную» машину раньше оппонентов и восстановить качественное преимущество. При этом новый истребитель должен стать небольшой по численности «элитой»: «становым хребтом» ВВС США в долгосрочной перспективе останутся F-35, в то время как F-15 и F-16 еще пару десятилетий будут привлекаться для вспомогательных или специализированных задач (например, как упомянуто выше, F-15 в ПВО – как носитель тяжелого ракетного оружия).
Истребителей NGAD планируется закупить порядка 100–200 машин, и, как ожидается, их стоимость будет очень велика: несколько сотен миллионов за самолет, то есть, по меньшей мере в два-три раза больше, чем за F-35.
По теме:
Virgin Galactic проведет 2-ой коммерческий полёт в августе
НЬЮ-ЙОРК, 13 июля. /ТАСС/. Virgin Galactic Holdings заявила о планах провести свой второй коммерческий полет в период, когда в следующем […]
Палубный самолет ДРЛОиУ KJ-600 ВМС НОАК
Разработку палубного самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ, или AWACS) KJ-600 конструкторы Сианьского авиастроительного объединения начали в 2003 году […]
Дайджест №21, важных новостей зарубежной авиации
Американцы собрали демонстратор «тихого» сверхзвукового самолета В Сеть выложили фотографии в целом собранного самолета X-59 QueSST. Его разработала корпорация Lockheed […]