Зарубежные программы истребителей шестого поколения

Впервые о программе создания нового истребителя 6-го поколения Tempest было объявлено в 2018 году. Самолет разрабатывается в Великобритании консорциумом «Team Tempest» в составе Министерства обороны Великобритании, BAE Systems, Rolls-Royce, Leonardo и MBDA.

Ввод в эксплуатацию планируется с 2035 года для замены истребителей Eurofighter Typhoon.   На сегодняшний день среди британских специалистов существуют сомнения, сможет ли Великобритания самостоятельно разработать самолет 6-го поколения, учитывая не только очень серьезный недавний экономический кризис, но и вопросы относительно достаточности технологической базы страны.  

Для справки:

Перспективные возможности истребителя шестого поколения заключаются в интеграции пилотируемых самолетов и беспилотных летательных аппаратов, несущих оружие и датчики, связанных между собой сложной сетью передачи данных и облачной информационной инфраструктурой.

Анализ, проведенный PwC (PricewaterhouseCoopers) по заказу BAE Systems показал, что программа по разработке будущего истребителя внесет не менее 25 миллиардов фунтов стерлингов в экономику Великобритании и поддержит в среднем 20 000 рабочих мест в год с 2026 по 2050 год. Результаты показали, что на каждые 100 человек, непосредственно занятых в программе «Tempest», еще 270 будут трудоустроены по всей Великобритании.   В отчете также указывается, что программа сыграет важную роль в развитии собственной военной авиационной промышленности, будущее которой ранее оставалось неопределенным. Несмотря на то, что в настоящее время проект осуществляется в рамках партнерства с определенным вкладом европейских фирм, он будет в большей степени полагаться на местные технологии, чем другие крупные программы военной авиации, в которых Британия принимала участие ранее.

Отчет выпущен в то время, когда Лондон рассматривает возможность значительного сокращения военных расходов, и такой проект как истребитель Tempest, вполне вероятно может попасть под сокращение. В нем указывается потенциальный экономический вклад от начальных этапов программы Tempest, охватывающий период до 2050 года, с полной информацией, которая должна быть опубликована до конца года. По данным BAE Systems, в настоящее время в программе Tempest в Великобритании работает 1 800 человек, включая сотрудников как на промышленной базе, так и в Министерстве обороны, и ожидается, что это число вырастет до 2 500.    Фирма BAE Systems подчеркивает, что эти преимущества является главным аргументом в пользу продолжения программы. Привлечение большего количества  стран-партнеров из Европы, США и Японии сделает проект дешевле, но не принесет пользы национальной экономике и оборонному сектору.    На эту программу уже выделено 2 миллиарда фунтов стерлингов (почти 2,6 миллиарда долларов), и ожидается, что первые прототипы будут изготовлены во второй половине десятилетия примерно в 2026 году. Таким образом, есть надежда, что «Tempest» обеспечит столь необходимый импульс развитию военной авиации страны. 

В Минобороны Великобритании считают, что самолёты, созданные в рамках программы Tempest, дополнят парк истребителей F-35 и полностью заменят Typhoon. Всего на разработку и постройку действующих прототипов правительство планирует потратить порядка £2 млрд. Первые «британские истребители нового поколения» в военном ведомстве рассчитывают получить на вооружение к 2035 году.

В настоящее время Великобритания участвует в производстве реактивных самолетов Eurofighter четвертого поколения вместе с Германией, Италией и Испанией. Страна также вкладывает значительные средства в совместное производство истребителей с вертикальной посадкой F-35B.

Выдан контракт на разработку перспективного франко-германского истребителя шестого поколения

6 февраля 2019 года министр вооруженных сил Франции Флоренс Парли и министр обороны ФРГ Урсула фон дер Лайен на встрече в Париже подписали контракт с европейской группой Airbus и французской компанией Dassault Aviation на совместное проведение концептуального этапа научно-исследовательской работы (Joint Concept Study – JCS) по программе Future Combat Air System (FCAS) создания перспективного истребителя “шестого” поколения Next Generation Fighter (NGF; ранее обозначался как Next Generation Weapon System – NGWS) в интересах двух стран, Стоимость контракта 65 млн евро, данный этап НИР рассчитан на два года и должен быть начат 20 февраля. Это знаменует собой фактический старт начала создания работ по перспективному франко-германскому истребителю, поступление которого на вооружение планируется к 2040 году.

Распространенное Dassault Aviation “концептуальное” изображение перспективного франко-германского истребителя Next Generation Fighter (NGF), создаваемого в рамках программы Future Combat Air System (FCAS). С высокой степенью вероятности, конечный облик самолета будет иметь мало общего с данным изображением (с) Dassault Aviation

Также французский и немецкий министры Флоренс Парли и Урсула фон дер Лайен объявили, что консорциум в составе французской группы Safran и германской компании MTU Aero Engines возглавит разработку двигательной установки будущего самолета. Оба правительства ожидают подписания контракта на демонстратор двигателя в середине 2019 года, говорится в заявлении министерства вооруженных сил Франции. Safran будет играть ведущую роль в разработке и интеграции двигателя и будет отвечать за камеру сгорания, турбину высокого давления и форсажную камеру., а MTU Aero Engines – за компрессоры низкого и высокого давления и турбину низкого давления. Электронная система управления двигателя будет разработана формируемым совместным предприятием MTU Aero Engines и Safran Electronics & Defense, именуемым Aerospace Embedded Solutions (AES). Самолет будет двухlвигательным.

Согласно меморандуму, с конца 2018 года должен был быть начат этап “концептуальных исследований” по программе (на этот этап и был подписан контракт 6 февраля 2019 года), с сформулированием концепции к 2025 году. Поступление нового авиационного комплекса на вооружение ожидается в 2040 году. Новый самолет должен прийти на замену истребителям Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale в ВВС Германии и Франции.

Распространенное Dassault Aviation “концептуальное” изображение перспективного франко-германского истребителя Next Generation Fighter (NGF), создаваемого в рамках программы Future Combat Air System (FCAS). С высокой степенью вероятности, конечный облик самолета будет иметь мало общего с данным изображением (с) Dassault Aviation / V Almansa

Согласно официальному заявлению сторон, FCAS станет многоцелевой боевой воздушной “системой систем” XXI века с использованием искусственного интеллекта и работающей в “боевом облаке” (Combat Cloud) и сети (“экосистеме”) существующих и перспективных пилотируемых и беспилотных систем, включая различные типы беспилотных летательных аппаратов (Remote Carriers) и управляемого оружия. Министерство обороны Германии охарактеризовало FCAS как самую крупную и технологически сложную европейскую оборонную программу. Сейчас французская и германская стороны официально именуют перспективный самолет NGF “истребителем шестого поколения”.

По теме:


Истребитель США VI поколения, или «Волшебный пепелац»

14 сентября 2020 года Пентагон заявил об успешно проведённых испытаниях «прототипа-демонстратора» истребителя шестого поколения A-F/XX и F-X

По словам помощника командующего ВВС США по закупкам и логистике Уилла Роупера (Will Roper), давшего интервью изданию Defense One, США «продемонстрировали нечто волшебное». Роупер считает, что испытанный тайно полномасштабный «демонстратор» – заметьте, даже не прототип (!) (в тексте full-scale flight demonstrator) – полностью оправдал надежды тех, кто в своё время одобрил программу его создания. Кстати, название проекта тоже достаточно красноречиво – Next Generation Air Dominance, что буквально означает «Достижение превосходства в воздухе в следующем поколении» 

Истребитель США VI поколения, или «Волшебный пепелац»
Утверждают, будто военно-воздушные силы США в рамках программы Next Generation Air Dominance в условиях секретности провели лётные испытания Х-самолёта.

Оценка эксперта:

Однако в суровом мире военно-промышленных реалий если и случается волшебство, то это неожиданная премия под Новый год или, к примеру, фильм «Кин-дза-дза», где летают ну очень волшебные пепелацы художника Теодора Тэжика. Всё остальное поверяется расчётами и испытаниями. 

Но о чём говорить с людьми, которые открыто заявляют, что «построили и облетали прототип на основе “виртуальной версии будущего истребителя”» («the Air Force has proven it can use cutting-edge advanced manufacturing techniques to build and test a virtual version of its next fighter – and then move to constructing a full-scale prototype and flying it with mission systems onboard»)? При этом Роупер отказался сообщить, кто разработчик чудо-аппарата, где и когда он был испытан.

Между тем не могу не отметить, что большинство российских изданий и даже многие обозреватели «купились» на лживую информацию из авторитетного источника. Несколько дней подряд из любого утюга раздавались голоса экспертов, на полном серьёзе обсуждающих возможные достоинства и недостатки мифического американского аппарата. А всё почему? Да потому, что никому не пришло в голову заглянуть в первоисточник и посмотреть, ЧТО конкретно испытали американцы и КАК они ЭТО называют. Просто кто-то первый написал, что речь идёт о «прототипе», и другие издания, боясь опоздать, немедленно подхватили общий рефрен.

https://aviavent476.ru/?p=75384

Однако эксперты не получили никаких данных, которые позволили бы хоть как-то понять, какой именно летательный аппарат так громогласно анонсировали американцы. Сами виновники торжества категорически отказались предоставить конкретные тактико- или лётно-технические характеристики или хотя бы фото «волшебного пепелаца». Иными словами, человечеству предложили порадоваться за американского кота в мешке, видеть которого никому не дано.

ВВС США «показали» истребитель шестого поколения

В посвященном госзакупкам отчете Военно-воздушные силы (ВВС) США показали концептуальное изображение истребителя шестого поколения, создаваемого в рамках программы Next Generation Air Dominance (NGAD), пишет ветеран Корпуса морской пехоты (КМП) Соединенных Штатов Алекс Холлингс в блоге Sandboxx.

15.04.2021 года. Источник: Изображение: U.S Air Force

В публикации отмечается, что новые изображения немного отличаются от опубликованных в сентябре 2020 года, в частности «более треугольной» формой истребителя.

Автор отмечает, что подобная конструкция характерна для самолетов, создаваемых корпорацией Northrop Grumman, которая, в частности, разработала прототип первого истребителя пятого поколения YF-23, проигравший в конкурентной борьбе Lockheed Martin F-22 Raptor, а в настоящее время практически завершила создание малозаметного стратегического бомбардировщика B-21 Raider.

В сентябре 2020 года Уилл Ропер, занимая должность помощника по закупкам министра ВВС, заявил, что Пентагон в условиях секретности в рамках программы Next Generation Air Dominance (NGAD) спроектировал, построил и по крайней мере один раз поднял в воздух демонстратор Х-самолета, под которым подразумевается, в частности, беспилотный или пилотируемый летательный аппарат нового поколения, в том числе истребитель шестого поколения.

В феврале в Twitter редактор журнала Aviation Week Стив Тримбл сообщил, что компания Lockheed Martin на мероприятии Air Warfare Symposium 2020 в Орландо (Флорида) показала кадры с истребителем шестого поколения.

Что вполне совпадает с линией американского президента, который тоже пугает всё человечество какой-то американской «супер-пупер» ракетой, которую – опять-таки – тоже никто нигде никогда не видел.

Для справки:

В 2018 г. Великобритания, в лице Терезы Мэй, заявила о начале работ над истребителем шестого поколения Tempest, который призван прийти на замену находящемуся ныне на вооружении европейскому истребителю Eurofighter Typhoon. В проект должно быть вложено порядка двух миллиардов фунтов стерлингов.

В 2019 г. также над подобным проектом работают совместно Франция и Германия.

Аналогичный проект существует и в России, о чём ещё 2 года назад сообщил занимавший в то время пост вице-премьера Дмитрий Рогозин.

Свой проект в области создания истребителя шестого поколения есть в Китае, хотя, с учётом опыта разработки J-20, ждать чудес в этой области от союзного нам Пекина пока не приходится.

По теме: