Экстренный возврат обледеневшего лайнера А321 компании S7

2 декабря 2021 года самолёт А321 VQ-BGU авиакомпании S7, на борту которого находилось 199 пассажиров и семь членов экипажа, выполнял рейс из Магадана в Новосибирск. Практически сразу после взлёта из аэропорта Сокол командир экипажа Михаил Кулагин доложил на землю об обледенении и решении возвратиться в аэропорт вылета. Об этом сообщил Телеграм-канал Baza со ссылкой на рассказ самого пилота.

Обстоятельства авиационного инцидента

По его словам, самолёт был обработан противообледенительной жидкостью, но проблемы начались буквально через пару минут после взлёта. Все приборы отказали, началась болтанка и провалы по высоте до двух тысяч метров.

«После взлёта, где-то на 1400 футов, грубо говоря 400 метров, убрали колёса, закрылки успели и всё. Буквально через две минуты после взлёта заледенели все приборы, которые измеряют скорость, высоту и всё другое. Отказало всё, и понеслась чехарда.

Мы ничего заметить не могли [ещё в аэропорту] – на Airbus 321 крыло вынесено достаточно далеко назад, из кабины его не видно. То есть всё происходит на доверии к обслуживающей компании, кто это всё делает [противообледенительную обработку]. И поэтому нет возможности проверить, чем нас обливали. Акт о том, чем нас обливали, мы подписали ещё перед тем, как обработка произошла, пока трап стоял перед самолётом.

Пробовали [зайти на посадку в Магадане], попытка не удалась – непонятно, какая скорость, жуткая болтанка, при которой не видно показаний скоростей никаких толком, всё примерно наугад делалось, тангажи летали. По ощущениям это всё в течение 10-15 минут было. Судя по расшифровкам, там провалы были до двух тысяч метров.

После того, как мы это поняли [что контролируем самолёт], мы дали отбой команде аварийной ситуации, это уже в Якутской зоне было, после точки INLIR», – рассказал Михаил Кулагин Т-к Baza

По данным, полученным Росавиацией с параметрического самописца А321, лайнер с пассажирами раскачивался из стороны в сторону, выполняя крены до 47 градусов, задирал нос на 44 градуса, и мгновенно опускал его, устремляясь к земле, буквально падал, теряя за четыре минуты около 2,5 км высоты, и медленно набирал её снова. В какой-то момент самолёт совершил почти полный разворот, резко изменив курс более чем на 180 градусов, пишет «Коммерсант».

Из-за метели в Магадане и сдвиге ветра на ВПП приземлиться в аэропорту Сокол экипаж не смог. Посадку затрудняла ещё и большая масса самолёта, заправленного топливом с расчётом полёта до Толмачёво. После неудавшейся посадки в Магадане командир отменил отправленный ранее Mayday и сообщил, что проследует в Якутск. Погода там была лучше, а кроме того, пилоты рассчитывали за время полёта частично выработать топливо. По данным того же самописца, уже в пути машина с трудом набрала высоту, и над Якутией командир сообщил, что готов продолжить рейс и совершить посадку в Иркутске, добавляет «Коммерсант».

Самолет, летевший в Новосибирск из Магадана, экстренно приземлился в Иркутске из-за проблем на борту. Инцидент произошел сегодня, 2 декабря 2021 года, с бортом S7 5220. Он вылетел из Магадана в 11:42 по местному времени.

— У самолета отключилась электроника, — рассказали корреспонденту НГС в пресс-службе иркутского аэропорта. — Рейс приняли 15 минут назад (в 12:20 по новосибирскому времени. — Прим. ред.). Посадка прошла успешно.

Среди людей нет пострадавших. Сейчас решается вопрос о замене борта. Редакция НГС отправила запрос в компанию S7 с просьбой прокомментировать ситуацию.

Посадка самолета прошла успешно
Посадка самолета прошла успешно. Фото: Александр Ощепков

Авиакомпания, после того как информация о некачественном обслуживании самолета и опасной ситуации на взлете появилась в медиапространстве, ответила на заявления в своем телеграм-канале.

Разговоры диспетчеров и экипажа: 

— Мы не можем самолет стабилизировать, порыв ветра жуткий… Не можем справиться с полетом… Не получается заход, сильнейшее обледенение. Пойдем на Иркутск, — говорит экипаж в конце разговора, который попал в телеграм-канал.

Комментарий авиакомпании S7 Airlines

Ситуация, описанная в диалогах, выглядела опаснее официального объяснения. Экипаж говорил, что не может стабилизировать самолет и справиться с самолетом. Как ситуацию прокомментировала авиакомпания, что известно об инциденте на данный момент 

— Потери управления самолетом на рейсе S7 5220 Магадан — Новосибирск не было, — заявили в авиакомпании. —В связи с появлением в некоторых медиа недостоверной информации, дополнительно разъясняем ситуацию:

Во время выполнения рейса S7 5220 Магадан — Новосибирск самолет попал в зону сильного обледенения, что привело к отключению автопилота. Перед вылетом из Магадана борт прошел противообледенительную обработку, метеоусловия для взлета соответствовали допустимым.

S7 Airlines не исключает вероятности, что противообледенительная обработка ВС в аэропорту вылета была проведена с нарушениями. Таким образом, обледенение могло образоваться не только в воздухе, но и еще до взлета — на земле.

Совокупность этих факторов привела к потере некоторых сигналов и попаданию воздушного судна в сложное пространственное положение. Важно отметить, что управление воздушным судном при этом потеряно не было. Пилоты S7 Airlines регулярно проходят специальные тренировки на вывод самолета из сложного пространственного положения.

Авиакомпания активно участвует в расследовании инцидента. Уже сейчас можно сказать, что из-за обледенения показатели скорости были недостоверны. По предварительной оценке специалистов, изучающих расшифровку параметров полета, также могли быть недостоверны и некоторые другие показатели, в том числе крена и тангажа.

Источники подробнее:

Авиационные происшествия вследствие обледенения воздушного судна

МАК назвал причины крушения Ан-148 в Подмосковье

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) назвал причины крушения самолета Ан-148-100В RA-61704 “Саратовских авиалиний”. Вылетевший из московского аэропорта Домодедово в Орск 11 февраля 2018 года самолет через несколько минут упал в Подмосковье. Происшествие относится к категории потери управления в полете, подчеркнули в МАК.

Катастрофа, отмечается в отчете МАК, произошла из-за ошибочных действий экипажа при наборе высоты в сложных метеоусловиях при недостоверных показаниях приборной скорости. На самолете произошел отказ трех ППД, вызванный обледенением. Датчики скорости были закупорены образовавшимся льдом. Это привело к потере контроля за параметрами полета самолета, переводу его на пикирование и столкновению с землей, сообщает РИА Новости.

На борту самолета находились 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Все они погибли.

Катастрофа ATR 72 под Тюменью

Авиакатастрофа произошла утром 2 апреля 2012 года. Авиалайнер ATR 72-201 авиакомпании UTair совершал внутренний рейс UT120 по маршруту Тюмень-Сургут, но через 1 минуту и 37 секунд после взлёта рухнул на землю на удалении 1500 метров и боковом уклонении около 400 метров от выходного торца ИВПП-21 аэродрома Рощино г.Тюмень Из находившихся на его борту 43 человек погиб 31, в том числе все члены экипажа. 12 выживших были госпитализированы, 11 и 19 апреля 2 из них умерли в больнице.

16 июля 2013 года Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование авиационного происшествия с самолетом ATR72-201 VP-BYZ, принадлежащим ООО «Авиационная компания «ЮТэйр», в районе а/д Рощино г. Тюмень 02.04.2012 г.

      Непосредственной причиной катастрофы самолета АТR72-201 VP-BYZ явилось принятие КВС решения на вылет (В нарушение требований п. 2.14 ФАП-128 и РЛЭ ATR72) без проведения противообледенительной обработки при наличии на поверхности самолета снежно-ледяных отложений, обнаруженных экипажем при рулении воздушного судна, что привело к ухудшению аэродинамических характеристик самолета и его сваливанию в наборе высоты после взлета, а также нераспознание экипажем выхода самолета на данный режим и, как следствие, непринятие мер для вывода самолета на эксплуатационные режимы полета. Сваливание самолета произошло на эксплуатационных углах атаки сразу после уборки закрылков, при включенном автопилоте, до срабатывания сигнализации о приближении к сваливанию (В дальнейшем, сигнализация сработала штатно, в соответствии с логикой работы).

Справочно >> Экономия на не обработке самолетов антиобледенительной жидкостью составляет 50 тысяч рублей на каждый рейс и 15 минут времени. которая затрачивается на облив самолета.

      Системной причиной авиационного происшествия явились недостатки в организации наземного обслуживания воздушного судна и подготовке персонала в ООО «ЮТэйр-Техник», что стало возможным из-за отсутствия действенного контроля со стороны Технического Директората и Директората инспектирования авиакомпании «ЮТэйр» за соблюдением требований разработанных собственных документов по наземному обслуживанию и защите воздушных судов авиакомпании от наземного обледенения и привело, при отсутствии контроля со стороны начальника смены, к неправильной оценке КВС и авиамехаником состояния поверхности ВС после его длительного пребывании на земле в условиях интенсивного наземного обледенения и выпуску ВС в полет без проведения противообледенительной обработки.


      Способствующими факторами явились:

      • Недостатки в системе управления безопасностью полетов ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» содержащей, в основном, только общие положения и неадаптированной для реализации конкретных мероприятий во всех сферах деятельности авиакомпании, что не позволило своевременно выявлять и устранять имеющиеся риски, влияющие на безопасность полетов.
      • Недостатки в системе управления качеством ООО «ЮТэйр-Техник», выразившиеся в несоблюдении ряда требований Руководства по организации наземного обслуживания воздушных судов ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в части подготовки персонала и контроля за выполнением операций по противообледенительной обработке воздушных судов, которые привели к допуску к наземному обслуживанию воздушных судов (в том числе к оценке состояния поверхности воздушного судна и принятию решения о необходимости проведения противообледенительной обработки) лиц, не прошедших специальную подготовку в соответствии с требованиями авиакомпании.
      • Отсутствие на момент авиационного происшествия действующего основополагающего документа (По результатам реализации рекомендаций Комиссии, разработанных до окончания расследования, 05.02.2013 Росавиацией были подготовлены Рекомендации «Защита ВС от наземного обледенения», которые рекомендованы к использованию всеми эксплуатантами. Также с 01.07.2012г. стал действовать ГОСТ Р 54264-2010 «Методы и процедуры противообледенительной обработки самолетов») , определяющего государственные требования в области организации наземного обслуживания воздушных судов, в том числе их защиты от наземного обледенения, включая требования к лицензированию организаций и подготовке персонала, выполняющего соответствующие работы.
      • Недостатки в первоначальной и периодической подготовке членов экипажа в части понимания степени опасности выполнения взлета с неустраненным наземным обледенением, его влияния на аэродинамические характеристики ВС, а также назначения и порядка использования противообледенительной системы самолета, что не позволило принять экипажу единственно правильное решение на возврат с маршрута руления и проведение противообледенительной обработки при обнаружении снежно-ледяных отложений на крыле после включения противообледенительной системы в режиме удаления льда (De-Icing) в ходе руления воздушного судна для выполнения взлета.
      • Методическое несовершенство программ наземной и тренажерной подготовки членов экипажа по недопущению попадания в режим сваливания, распознаванию приближения самолета к режиму сваливания и выполнению своевременных действий по выводу самолета на эксплуатационные режимы полета.
      • Возрастающая потребность увеличения численности экипажей для выполнения большого объема производственной программы при постоянном росте объема перевозок, при отсутствии эффективной СУБП, что привело к формализму и методическим упущениям в работе инструкторского состава по подготовке КВС, непривитию ему навыков по принятию обоснованных решений и неукоснительному соблюдению установленных правил подготовки и выполнения полетов.
Возможная усталость членов экипажа из-за нарушения режима труда и отдыха при выполнении разделенных полетных смен, а также большой задолженности по отпускам.
      По результатам расследования разработаны рекомендации по повышению безопасности полетов.