Планируемые штурмовые авианосцы ВМФ России

Со ссылкой на российское агентство ТАСС зарубежных СМИ сообщили о планах Москвы построить два крупных военных корабля. Разработчик проектов – «Невское проектно-конструкторское бюро» (г. Санкт-Петербург). ПКБ входит в состав государственного судостроительного холдинга АО “Объединенная судостроительная корпорация”, объединяющего многочисленные российские конструкторские предприятия, верфи и компании-поставщики. К своему 90-летию бюро выпустило брошюру, в которой, среди прочего, более подробно представлены новый авианосец России и проект перспективного десантного корабля.

ИА ТАСС цитирует документы, а также представило компьютерную графику планируемого авианосца, получившего название «УМК Варан». По данным агентства, новый авианосец России сможет разместить на своей палубе до 24 многоцелевых боевых самолетов, шесть вертолетов и до 20 БПЛА. Сообщается, что «Варан» будет иметь водоизмещение 45 тыс. тонн, длину около 250 м и ширину 65 м. Осадка корабля задана в пределах девять метров. Скорость – до 26 узлов (около 48 км/ч). Согласно отчету, «Варан» должен характеризоваться «высокой степенью автоматизации и возможностью использования роботизированных систем».

Параллельно с «УМК Вараном» питерские проектировщики, по всей видимости, работают над будущим вертолетоносцем, который обозначается, как универсальный десантный корабль (УДК). УДК с водоизмещением в 30 тыс. тонн будет иметь длину около 220 и ширину 42 м. Расчетная осадка корабля – 7 м. Он сможет развивать скорость до 24 узлов. Палубу корабля планируется оборудовать семью вертолетными посадочными площадками.

Новый авианосец России: есть ли перспективы?

Цитируя ТАСС, зарубежные источники обращают внимание на то, что из сообщения агентства остается неясным, насколько конкретны планы по двум представленным кораблям. Вместе с тем, предполагается, что у Москвы есть потребность хотя бы в УДК.

По мнению зарубежных аналитиков, такая потребность возникла после того, как более пяти лет назад в результате крымского кризиса оказался аннулированным заказ России на два вертолетоносца типа «Мистраль» французской постройки. Относительно нового авианосца заинтересованность в нем ВМФ РФ и возможность оплаты строительства – остаются под вопросом. В прошлом сопоставимые проекты появлялись несколько раз, но без каких-либо конкретных концепций, вытекающих из них.

По утверждению западных обозревателей, единственный авианесущий корабль, находящийся на вооружении ВМФ России, «Адмирал Кузнецов», также был предметом неоднозначных споров в прошлом. После первого боевого применения в Сирии российские специалисты оценили боевую полезность корабля, как низкую. «Адмирал Кузнецов» в настоящее время выведен из строя из-за технического пожара, в результате которого в конце 2019 года в Мурманске погибли два человека. Ожидается, что корабль вернется в строй не раньше 2022 года.

Два строящихся российских десантных авианосца могут стать крупнейшими в мире – истребители-джамперы, вероятно, последуют за ними

После того , как были заложены в Крыму в 2020 году , два носителя проекта 23900 класса в настоящее время в стадии строительства , как ожидается, будет введена в эксплуатацию в ВМФ России в 2025 году и 2027. После распада Советского Союза авианосцы Иван Рогов и Митрофан Москаленко представляют самую амбициозную программу надводного судостроения за последние три десятилетия. Контракт между Министерством обороны РФ и Объединенной судостроительной корпорацией был подписан в мае 2020 года и составил всего 1,36 миллиарда долларов для обоих перевозчиков. Низкая цена была результатом слабости российского рубля по отношению к американскому доллару в то время, а также того факта, что часть оборудования для оснащения кораблей, например оборонительное вооружение, как ожидается, будет покрываться по отдельному контракту. Что особенно примечательно в боевых кораблях, так это их значительные размеры, водоизмещение каждого из которых составляет около 44 000 тонн, по словам высокопоставленного чиновника министерства обороны. Неизвестно, отражает ли это их полностью загруженный размер или нет, и с полным комплектом самолетов, бронетехники, морской пехоты и вооружения корабли могли бы водоизмещать 46000 тонн или более.

Чтобы оценить размер новых российских авианосцев, следует отметить, что класс Wasp Class ВМС США, который ранее считался крупнейшим в мире классом штурмовых авианосцев, имеет водоизмещение примерно 40 000 тонн, в то время как его новые корабли класса America имеют водоизмещение около 45 000 тонн в боевой загрузке. Считается, что новые китайские штурмовые авианосцы типа 075 имеют водоизмещение около 40 000 тонн каждый, в то время как корабли класса Mistral и Dokdo производства Франции и Южной Кореи соответственно имеют водоизмещение всего около 20 000 тонн. Таким образом, класс проекта 23900 потенциально мог бы стать крупнейшим в мире авианосцем – более тяжелым, чем большинство авианосцев, включая самый тяжелый в континентальной Европе «Шарль де Голль» (40 000 тонн) и самый тяжелый в Японии – 27 000-тонный «Идзумо». Подтверждение размеров новых российских кораблей представил заместитель министра обороны России Алексей Криворучко в интервью официальному информационному агентству «Красная звезда».

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Авианосецх320х220.jpg
Читать также: Як-141 Возвращаются

Размер кораблей ставит под вопрос, действительно ли Россия намеревается использовать их исключительно как вертолетоносцы и штурмовые корабли, или, как и ВМС США, она планирует  использовать самолеты с возможностью вертикальной посадки с их палуб. В конце 1980-х годов Советский Союз был мировым лидером в области самолетов, способных к вертикальной посадке, с программами Як-41 и Як-43, первая из которых достигла стадии усовершенствованного прототипа. Официальные лица неоднократно указывали, что такой самолет находится в стадии разработки , хотя остается неясным, будет ли он иметь возможности четвертого или пятого поколения и будет ли он разрабатываться совместно с другой страной. Такой самолет может получить выгоду от новых гиперзвуковых ракет класса ” воздух- воздух  воздушного базирования, баллистические ракеты , радары AESA и другие расширенные функции, которыми пользуются новые российские истребители . 

Вариант: катамаранный авианосец. Корпус катамаранного типа позволила значительно увеличить полетную палубу и внутренние пространства

По теме: