Один из самых масштабных объектов экспериментальной базы Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») — гидроканал ЦАГИ — отметил свое 90-летие. Торжественная церемония в честь этого события состоялась в центре авиационной науки в мае.
В мероприятии приняли участие представители руководства института, ведущие сотрудники отделения гидродинамики и промышленной аэродинамики Московского комплекса ЦАГИ и ветераны гидроавиации.
«Я рад поздравить вас с юбилеем грандиозного сооружения, которое вот уже почти век является основной платформой для получения гидродинамических характеристик объектов авиационной, аэрокосмической и корабельной техники. В сложные 1920-е годы советское правительство нашло возможность построить гидроканал на территории Московского комплекса. Введение установки в эксплуатацию состоялось 30 апреля 1930 года, и без нее ни одно морское или речное судно не получило бы путевки в жизнь», — отметил во вступительной речи заместитель генерального директора ФГУП «ЦАГИ» — начальник Московского комплекса ЦАГИ В.Ю. Гранич.
В ознаменование юбилейной даты и за значительный вклад в развитие техники и технологии почетными грамотами были награждены ведущие ученые-гидродинамики института. Среди них — исполняющий обязанности начальника отделения гидродинамики и промышленной аэродинамики ФГУП «ЦАГИ» Ю.Ю. Мерзликин, главный научный сотрудник О.П. Шорыгин, ведущие научные сотрудники Ю.Ф. Журавлев, А.А. Болдырев и В.В. Стрекалов, начальник отдела гидродинамики амфибийных летательных аппаратов (ЛА) Л.Г. Гонцова, начальник отдела скоростной гидродинамики А.И. Аржанов, ведущий инженер А.Н. Беляевский и многие другие.
В рамках встречи специалисты обсудили ключевые проекты, реализуемые с помощью уникальной экспериментальной установки ЦАГИ в настоящий момент. Это работы по многоцелевому воздушному судну Бе-200, создание автоматически управляемых гидродинамических интерцепторов для самолетов-амфибий и скоростных глиссирующих судов, формирование гидродинамической компоновки поплавкового варианта легкого многоцелевого самолета L-410UVP-E20, исследования по приводнению спускаемого космического аппарата, отработка и выдача рекомендаций по аварийной посадке на воду гражданских самолетов и вертолетов.
Гидродинамическое отделение ЦАГИ специализируется на изучении скоростного движения тел по поверхности воды, под поверхностью воды, а также вблизи границы раздела сред.
Тематически основные задачи исследований концентрируются в следующих направлениях:
Отработка гидродинамических компоновок, оптимизация обводов, совершенствование местной гидродинамики для летательных аппаратов водного базирования.
Отработка компоновок и обводов скоростных судов с динамическими принципами поддержания.
Гидродинамика и динамика скоростных подводных объектов.
Исследования аварийной посадки объектов авиационно-космической техники на воду.
Отработка компоновок и элементов конструкции шасси на воздушной подушке для самолетов внеаэродромного базирования и наземных транспортных средств высокой проходимости.
Натурные гидродинамические и мореходные испытания легких амфибийных летательных аппаратов и наземных амфибийных транспортных средств на гидроаэродроме «Дубна».
В состав экспериментальной базы для гидродинамических исследований входят гидроканал, скоростной гидростенд, ударный гидробассейн и гидродром на Московском море.
Спроектированный в сжатые сроки под руководством выдающегося советского авиаконструктора А.Н. Туполева, гидроканал впервые наполнился водой в январе 1927 года. Через несколько недель после его введения в эксплуатацию в апреле 1930 года начались систематические исследования, объем и содержание которых быстро возрастали. В годы Великой Отечественной войны установка была единственной гидродинамической лабораторией в стране, здесь круглосуточно проводились работы по совершенствованию гидросамолетов, скоростных катеров, подводных лодок и торпед.