Управляющим директором “Туполева” назначен Вадим Королев

Управляющим директором ПАО «Туполев» (входит в ОАК Госкорпорации Ростех) с 23 июня 2021 года назначен Вадим Королев, сменив на этом посту Рониса Шарипова.

Вадим Владимирович Королев с 2015 года работал в должности заместителя генерального директора ПАО «Туполев», с 2016 года также являлся директором программы самолета Ту-160, а с апреля нынешнего года был назначен первым заместителем генерального директора по управлению программами. До прихода на «Туполев» занимал различные должности в Вооруженных силах РФ, имеет степень кандидата экономических наук. Окончил Харьковское высшее военное авиационное инженерное Краснознаменное училище по специальности «Летательные аппараты и силовые установки», а позднее прошел обучение по программе Мастер делового администрирования в Государственном университете управления, имеет государственные награды.

Генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь поблагодарил Рониса Шарипова за большую проделанную работу, особо подчеркнув достигнутый прогресс по программам глубокой модернизации самолетов стратегической авиации и обновления производства. Гендиректор ОАК пожелал Вадиму Королеву успехов в работе на новом ответственном посту, подчеркнув, что компании «Туполев» предстоит важный этап развития в рамках направленной на повышение эффективности корпоративной трансформации ОАК.

ПАО «Туполев» – ведущее российское предприятие в области проектирования, производства и послепродажного сопровождения ракетоносцев и самолетов специального назначения, является головным предприятием дивизиона стратегической и специальной авиации ОАК, включает в качестве филиала Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова.

Ранее в 2021 году в рамках централизации управления предприятиями ОАК функции единоличного исполнительного органа ПАО «Туполев» были переданы в ПАО «ОАК». Эта форма управления работает также по отношению к центру дивизиона транспортной авиации ПАО «Ил» и к корпцентру дивизиона военной авиации ПАО «Компания Сухой».

Корпоративная трансформация ОАК включает последовательную централизацию управления, исключение дублирующих административных функций, создание общекорпоративных центров компетенций и обслуживания, расширение кооперации производственных площадок для более эффективной реализации самолетостроительных программ. При этом авторитетные конструкторские школы продолжат развиваться.

Ранее в 2021 году в рамках централизации управления предприятиями ОАК функции единоличного исполнительного органа ПАО “Туполев” были переданы в ПАО “ОАК”. Эта форма управления работает также по отношению к центру дивизиона транспортной авиации ПАО “Ил” и к корпцентру дивизиона военной авиации ПАО “Компания Сухой”.

В свою очередь, еще до официального пресс-релиза ОАК татарстанский деловой ресурс “Бизнес Online” опубликовал по данному поводу критический материал Тимура Латыпова под заголовком “Третий побег Рониса Шарипова: на “Туполеве” – смена генерала. Гендиректор “Ту” уходит на фоне безнадеги на КАЗе и под разговоры об отставке Колесова”.

Год продержался на посту гендиректора “Туполева” казанец Ронис Шарипов. По нашим данным, он подал заявление об увольнении и отставка принята. Главной причиной называют желание самого топ-менеджера, который посчитал, что занимается не своим делом. Плюс сыграла скрытая конфронтация с командой гендиректора ОАК Юрия Слюсаря. По информации “БИЗНЕС Online”, уговорить Шарипова остаться не смог даже президент Татарстана Рустам Минниханов.

“Туполев” опускают ниже плинтуса”

Об отставке управляющего директора ПАО “Туполев” Рониса Шарипова сообщили несколько источников “БИЗНЕС Online” в авиастроении. В его приемной на наш вопрос ответили, что информации о каких-либо переменах в руководстве нет. В пресс-службе госкорпорации “Ростех” на запрос отреагировали быстро, но обтекаемо: “Обо всех кадровых изменениях мы рассказываем, если такой момент приходит”. Но наши источники заверили: Шарипов написал заявление, оно принято, официальная отставка только вопрос ближайших дней.

Разговоры о возможности такого поворота начали ходить примерно в апреле, т. е. когда еще и года не прошло с момента назначения Шарипова главой “Ту”. Напомним, это произошло 4 июня 2020-го – до того он был гендиректором казанской “Радиоэлектроники им. Шимко”, разрабатывающей систему госопознавания “свой-чужой” и аппаратуру для нее. Компания входит в ростеховский концерн “Радиоэлектронные технологии” (КРЭТ) Николая Колесова, который через индустриального директора авиационного кластера “Ростеха” Анатолия Сердюкова, как говорят, и продвинул своего давнего сподвижника в фирму “Туполев”. Сам Шарипов, по нашим данным, сопротивлялся назначению, понимая, что это не его.

Утверждают, что поводом наконец покинуть нелюбимое место стал один из аспектов проводимой по инициативе “Ростеха” реформы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Уже давно предполагали, что Сергей Чемезов сделает в авиастроении то же, что и в вертолетостроительной отрасли, – ликвидирует должности гендиректоров. Так оно и вышло. 27 мая стало известно, что полномочия единоличного исполнительного органа “Ту” переданы корпорации и глава компании отныне лишь управляющий директор.

Шарипов якобы давно говорил: “Зачем мне это – отвечать за все, фактически не имея никаких полномочий?” “По сути, на более высоком уровне повторяется история Казанского авиазавода, – комментирует ситуацию один из наших собеседников. – Раньше он был самостоятельным, а потом его подчинили “Туполеву”, и все деньги пошли туда. Так же сейчас лишают самостоятельности самих “туполей”. Управляющий директор – это несерьезно, а фирма “Туполев” ведь очень серьезная, но ее опускают ниже плинтуса. Вот так люди, которые в авиапроме ничего не понимают, пытаются структуры организовывать, финпотоки регулировать”.

Но тогда, весной, Шарипов, видимо, решил повременить. По нашим данным, определенную роль сыграло совещание у Чемезова с участием директоров казанских ростеховских предприятий и Рустама Минниханова. Якобы там президент Татарстана, зная настроения Шарипова, порекомендовал ему не нервничать – дескать, мы тебя всегда поддержим.

“…А потом приедет министр и тебе нахлобучит”

Видимо, сегодня полученный тогда заряд бодрости кончился. Что могло лечь на чашу весов?

Один из наших источников уверен: несмотря на отсутствие у управляющего директора реальных полномочий, с руководителя “Ту” все равно спросят по полной: “Если у государственных мужей есть головы, то все равно будет спрос – за тот же срыв модернизации Казанского авиазавода (КАЗ, филиал и главная производственная площадка “Туполева” – прим. ред.). Одно дело – это хозяйство контролировать и другое – отвечать за то, что не сделано. Ведь, на первый взгляд, строится много, а результата нет”.

“Мне кажется, говорить о том, что глава “Туполева” может что-то самостоятельно делать, не приходится, – отметил в беседе с “БИЗНЕС Online” эксперт российского совета по международным делам Андрей Фролов. – А спрашивать будут, сроки по гособоронзаказу подходят, переносы надо постоянно подписывать с минобороны. Потом приедет министр и тебе нахлобучит”.

По теме: