Самому большому воздушному кораблю большое плавание

Американская компания Collins Aerospace завершила проектирование и приступила к изготовлению электромотора для летательного аппарата Airlander 10 — самого большого воздушного судна в мире. Как сообщает Hybrid Air Vehicles, мощность мотора — 500 киловатт. Его летные квалификационные испытания запланированы на 2023 год.

Airlander 10 разрабатывают с середины 2000-х годов. Сначала судно предназначалось для американской армии, с него военные должны были вести длительное наблюдение в воздухе. Первый полет Airlander 10 прошел в 2012 году, а вскоре после этого проект закрыли. Прототип аппарата выкупила британская компания Hybrid Air Vehicles и продолжила разработку в Европе. С тех пор Airlander 10 совершил еще шесть полетов, некоторые из которых заканчивались аварией.

Airlander 10 в ангаре, март 2016 года / © Philbobagshot. Летательный аппарат впервые поднялся в воздух в 2016 году, пробыв в небе 19 минут. А в ноябре 2017-го, во время испытаний, прототип Airlander 10 рухнул в поле. В результате крушения гондола дирижабля была разрушена.

Внешне Airlander 10 похож на дирижабль, но относится к классу летательных аппаратов тяжелее воздуха. У судна есть газовые объемы с гелием, но они создают только часть подъемной силы, и без помощи электродвигателей ему не оторваться от земли. Длина Airlander 10 — 92 метра, а ширина — 43,5 метра. Судно может нести десять тонн груза и находиться в воздухе до пяти дней. Его крейсерская скорость — 148 километров в час.

Базовая версия самого большого судна в мире оснащена четырьмя турбодизельными двигателями, мощностью 350 лошадиных сил каждый. Эти двигатели приводят в движение воздушные винты, у которых вал соединен с мотор-генераторами. Последние частично питают бортовые системы дирижабля. Но большую часть потребности бортового оборудования в электроэнергии покрывает дизельгенератор.

Проект по разработке электрической двигательной установки для Airlander 10 стартовал в 2019 году. Он рассчитан на три года. Сначала электромоторами планируют заменить передние два дизельных двигателя. Их можно будет включать одновременно с оставшимися дизельными в хвостовой части для более быстрого полета, а можно будет и переходить на полностью электрический режим.

Справочно:
Британская компания Hybrid Air Vehicles (HAV) разработала обновленную версию крупнейшего в мире летательного аппарата — гибридного дирижабля Airlander 10, — которая вскоре поступит в серийное производство, сообщает BBC. Испытания начнутся в первой половине 2020 года…

Модернизированный Airlander 10 имеет экономичную топливную форму с низким сопротивлением, улучшенное шасси, а также оснащен более широким и длинным отсеком для пассажиров, груза и оборудования. Таким образом, если первая версия дирижабля имела длину 92 метра, то теперь этот показатель составит 98 метров. Аппарат сможет находиться в полете до пяти дней.

Пока что HAV намерена выпустить более десяти самолетов и уже ведет переговоры с первыми клиентами: в частности, ими станут организации из сферы туризма. Начало поставок запланировано к 2024 году.

Хотя Airlander 10 внешне и похож на дирижабль, он относится к классу летательных аппаратов, которые тяжелее воздуха. 40% подъемной силы воздушного судна достигается за счёт заполненных гелием газовых объемов. Оставшиеся 60% создаются электродвигателями с воздушными винтами.

Изначально крупнейший дирижабль Airlander 10 стоимостью 32 миллиона фунтов стерлингов (почти 42 миллиона долларов) создавался для нужд американской армии, подрядчиком выступала военно-промышленная компания Northrop Grumman Corporation. В оборонных целях Airlander 10 способен собирать данные с помощью многочисленных встроенных датчиков, обрабатывать их, а также рассылать информацию по нескольким каналам.

По словам создателей дирижабля,  Airlander 10 будет производить на 75 процентов меньше выбросов, чем другие сопоставимые летательные аппараты. Компания уже занимается разработкой электрических двигательных установок совместно с американской компанией Collins Aerospace и Ноттингемским университетом.

Американская компания Collins Aerospace 29 июня объявила о начале изготовления электромотора для Airlander 10 мощностью 500 киловатт. Его летные квалификационные испытания запланированы в 2023 году. В 2025 году двумя такими моторами заменят два передних двигателя воздушного судна, а в 2030 — оставшиеся хвостовые. Электромотор проектируют и тестируют в Великобритании.

Кроме Hybrid Air Vehicles гибридные летательные аппараты разрабатывают и другие компании. Ранее мы писали про летающую тарелку с крылом H-Aero — прототип пассажирского судна, сочетающего свойства самолета и дирижабля.