Дайджест №2, важных новостей зарубежной авиации

Американская компания PteroDynamics представила новую концепцию электрических летательных аппаратов вертикального взлёта и посадки (electric vertical take-off and landing – eVTOL). Система с подвижным «транскрылом» (Transwing) позволит совместить компактность с устойчивостью полёта.

Подвижное крыло. Ноу-хау электрических самолётов…

  Концепция и преимущества   Главной задачей при создании eVTOL является создание компактного движителя для вертикального подъёма, и горизонтального полёта. К примеру, в Volocopter 2X используется концепция мультикоптера с вертолётной схемой, а немецкий Lilium Jet использует струйные вентиляторы на поворотных панелях у крыла. Каждая из этих схем является компромиссом, приводящим к недостаткам – низкому запасу хода, скорости, или высокими требованиями к посадочной площадке.

В основе Transwing лежит складное крыло. Запатентованная конструкция представляет собой четыре двигателя, расположенных на большом удалении вдоль крыла. Крыло получило две точки поворота, которые позволяют ему складываться вдоль фюзеляжа. В этом режиме расположение моторов Transwing обеспечивает четыре точки опоры для взлёта – как на обычных мультикоптерах. За перемещение крыла отвечают тяги управления вдоль бортов.

По словам разработчиков, «транскрыло» «аэродинамически безопасно» на всех стадиях перехода от полностью сложенного – до раскрытого состояния. Пилот не будет терять контроль при переходе из режима зависания к полёту.   Более того, эта конфигурация будет удобной для пассажиров – при отказе от вертолётной схемы eVTOL не нужно будет наклонять для горизонтального полёта. Вторым преимуществом является масштабируемость – можно снабдить машину большими крыльями, но продолжить использование компактных вертолётных площадок. Transwing требует вчетверо меньше посадочного пространства, чем eVTOL иной конструкции с аналогичными параметрами. Кроме того, самолёт можно будет переместить в автомобильном прицепе до вертолётной площадки.

«Самолёты Transwing обладают гораздо большей дальностью полёта, выносливостью, и эффективностью грузоперевозок по сравнению с другими eVTOL. Учитывая их размеры, Transwing будут летать в несколько раз дольше конкурентов», – говорится в пресс-релизе PteriDynamics. При этом, концепция Transwing предназначена не только для электрических самолётов – самолёт также может использовать двигатели внутреннего сгорания.

Испытание системы Transwing на прототипе с размахом крыла в 3,8 метра. Фото: PteroDynamics

Перспективы

Единственным доказательством обещаний разработчиков являются лишь масштабные прототипы самолёта с размахом крыльев в 1,3, 2, и 3,5 м. На официальном канале PteroDynamics есть ролики, где Transwing успешно взлетает и приземляется, но комментаторы отмечают сильную качку крыла при приземлении. Это говорит об особенно высоких требованиях к приводам крыла, которые должны быть компактными, но уметь удерживать крыло с четырьмя двигателями. Не исключено, что именно это банальное препятствие может стать на пути к реализации ноу-хау.

Разработчики уже получили патент на Transwing. В будущем компания планирует производство пассажирских и грузовых eVTOL. Сейчас идёт постройка инженерного штаба, и проработка первого контракта. По его условиям первый Transwing для экспериментальных полётов может быть готов в течение года.

Новый концепт скоростных летательных аппаратов от Bell. Складные винты вместо поворотных гондол

Американская компания Bell Textron показала три концепта высокоскоростных летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой. Аппараты смогут зависать на одном месте, как вертолет, при этом дальность и скорость у них будут как у самолетов. Воздушные винты на законцовках крыла летательных аппаратов будут складываться, что позволит существенно уменьшить лобовое сопротивление.

Силы специальных операций США в прошлом году заявили, что собираются заменить конвертопланы CV-22 Osprey новыми летательными аппаратами с вертикальными взлетом и посадкой. Требования у военных пока довольно абстрактные. Они хотят, чтобы перспективный аппарат летал со скоростью реактивных самолетов. Bell показала три варианта перспективного высокоскоростного летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой. Он сможет зависать на одном месте, как вертолет, и при этом летать с реактивной крейсерской скоростью — более 700 километров в час. Весить летательный аппарат будет от 1,8 до 45,4 тонны.

У всех трех концептов винты на законцовках крыла складываются, уменьшая лобовое сопротивление во время полета. Похожее решение Bell ранее запатентовала для конвертоплана нового поколения.   Концепция конвертоплана нового поколения Bell. United States Patent and Trademark Office     Первые две концепта Bell представляют пилотируемые летательные аппараты, а третий, вероятнее всего, беспилотный. В остальном они отличаются друг от друга небольшими деталями, такими как расположение воздухозаборника двигателя.   В перспективе высокоскоростные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой Bell могут заменить американским военным CV-22 Osprey. На замену последнему компания также создает конвертоплан V-280, о котором мы писали ранее. Но силы специальных операций США в его покупке пока не заинтересованы.

Канадский «Ан-74». Квебек будет собирать и продавать самолеты «Антонова»

ГП «Антонов» создал дочернее предприятие «Антонов-Канада» в провинции Квебек для выпуска самолетов Ан-74ТК-200 на международных рынках. Вопрос о том, что будет с технической документацией, в каком состоянии и как ее будут передавать – остается, пока, без ответа.  

Как стало известно канадскому изданию Le Devoir,что украинское предприятие «Антонов» создало «дочку» Antonov Aircraft Canada в Квебеке, планируя проектировать и вести окончательную сборку модели грузового самолета Ан-74 с привлечением $10 млн инвестиций.   Сообщается, что ГП «Антонов» и правительство Квебека готовы содействовать подписанию соглашения. Самолеты планируют собирать на украинских мощностях и в Канаде. В частности, эти Ан-74 хотят продавать в Северную Америку.

Согласно пресс-релизу, в «канадских» Ан-74 будут «максимально использоваться новейшие перспективные авиационные технологии». Среди них – стеклянная кабина (панель кабины пилотов с электронными дисплеями вместо механических указателей). Планируют разработать ряд модификаций Ан-74 для гражданского и специального назначения.   Сейчас происходит проектирование ряда модификаций самолета. Их хотят привести в соответствие требованиям сертификации Канадского авиационного управления.

«Компания Антонов-Канада была создана для продвижения на международный рынок самолетов, разработанных и изготовленных на ГП «Антонов». Первоочередной задачей компаний является организация сотрудничества и налаживания работы конструкторского бюро по исследованиям и разработкам, предварительным обработкам и испытаниям», – заявили в Укроборонпроме.   В Укроборонпроме заявили, что один из главных недостатков самолета – критическая зависимость от компонентов, произведенных в России. Отмечается, что эти детали устарели и не позволяют получить сертификацию на американских и европейских рынках.

Предложение создать украинско-канадский проект, якобы, поступило от ГК «Укроборонпром» и Министерства по вопросам стратегических отраслей промышленности.   Соответствующий меморандум подписали 1 июня 2021-го с канадской Canadian commercial corporation. Эта компания предлагает коммерческую защиту, совместную разработку проектов для канадских экспортеров с целью заключения международных контрактов.