Эксперты о смене руководства холдинга «Вертолеты России»

Андрей Богинский покидает этот пост и переходит из “Вертолетов России” в ПАО “Объединенная авиастроительная корпорация” (ОАК) на должность заместителя генерального директора по гражданской авиации – генерального директора ПАО “Корпорация “Иркут”. Его место в качестве генерального директора АО “Вертолеты России” займет Николай Колесов, ранее возглавлявший холдинг АО “Концерн Радиоэлектронные технологии” (КРЭТ). В свою очередь, генеральным директором КРЭТ назначен его заместитель Александр Пан, до этого курировавший в этом концерне гособоронзаказ.

Ожидаемый в последние дни переворот в российском вертолетостроении свершился: на собрании акционеров “Вертолетов России” гендиректор госкорпорации “Ростех” Сергей Чемезов представил нового гендиректора холдинга.

В пресс-релизе Госкопорации Ростех говорится:

Кадровая ротация призвана усилить работу авиастроительных компаний по приоритетным направлениям. КРЭТ ведет импортозамещение и разработку современной авиационной бортовой электроники. Перед ОАК и “Вертолетами России” стоят масштабные задачи, связанные с развитием гражданских авиационных программ и продвижением на рынки воздушных судов новых типов.

ОАК предстоит начать поставки российским авиакомпаниям нового пассажирского лайнера МС-21. Сейчас компания форсирует создание соответствующей системы послепродажного обслуживания. Холдинг “Вертолеты России” завершает сертификацию вертолета Ка-62, начал летные испытания Ка-226Т и готовится к началу летных испытаний “офшорного” Ми-171А3.

Все три руководителя давно работают в авиационном комплексе Ростеха и зарекомендовали себя как профессиональные топ-менеджеры. Они хорошо знают производство и понимают специфику отрасли. Принимая кадровые решения, мы опирались на их опыт, компетенции, наличие успешных управленческих кейсов. Отечественное авиастроение сегодня набирает обороты. Мы выводим на рынок новые линейки самолетов и вертолетов, хорошо оснащенных, конкурентоспособных по цене и характеристикам. Такие назначения – это большие надежды и большая ответственность”, – прокомментировал генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.

Независимые эксперты о претендентах…

Наибольший резонанс среди этих перестановок вызвало назначение новым главой АО “Вертолеты России” Николая Колесова, до того с 2009 года возглавлявшего концерн КРЭТ и считающегося “сильным человеком” отечественного ОПК. По этому поводу татарстанский деловой ресурс “БИЗНЕС Online” опубликовал небезынтересный материал Тимура Латыпова “Наш человек в авиапроме: “Колесову сейчас нет дела до регалий. Он хочет великого дела!” 7 вопросов о смене власти в “Вертолетах России” и о том, что в связи с этим ожидает КВЗ”.

Кресло Андрея Богинского занял выходец из Татарстана Николай Колесов. О том, что это означает для КВЗ и почему новый гендиректор ВР, возможно, только первый шаг многоходовки, – в материале “БИЗНЕС Online”.

Почему ушел Богинский?

Дело не только в падении выручки и прибыли холдинга, продолжающихся с 2018 года (а Андрей Богинский возглавлял “Вертолеты России” с 2017-го), – это во многом отражение мировых процессов. К тому же спрос на главный продукт ВР – Ми-8/17 – идет циклами, и последний пришелся на середину прошлого десятилетия (в 2015 году холдинг намолотил 42,2 млрд рублей чистой прибыли, в 2020-м – лишь 8,7 млрд). Скорее можно говорить о том, что парировать угрозы не удалось.

Сегодня мы не видим в отрасли стратегии развития: вместо нее – набор разрозненных программ. Зато наблюдаем затягивание проектов, деградацию конструкторских и рабочих кадров, рост бюрократизации, а также всевозможные оптимизации и реорганизации типа так и не принятого вертолетостроительной общественностью слияния двух конструкторских бюро – Миля и Камова.

В профессиональной среде накопилась, так скажем, усталость от действующего руководства. “Так или иначе, но все говорят: ждем перемен в вертолетостроении, – рассказывает один из собеседников “БИЗНЕС Online” в отрасли. – Несомненно, источник этого решения – Сердюков (Анатолий Сердюков – индустриальный директор авиационного кластера “Ростеха” – прим. ред.), но утвердить его мог только Чемезов (Сергей Чемезов – гендиректор “Ростеха” – прим. ред.), потому что Мантурова (Денис Мантуров – министр промышленности и торговли РФ; считается покровителем Богинского – прим. ред.) может перебить только он. Чемезову все время капали об определенных качествах Богинского типа слабой договороспособности (об этом знают все смежники, кто работал с холдингом); о полностью ручном управлении отраслью, поскольку считается, что директора ни на что не способны”.

Концерн «Радиоэлектронные технологии» под управлением “Ростех”

И на эту ситуацию наложился фактор Николая Колесова – генерального директора концерна “Радиоэлектронные технологии” (КРЭТ) и владельца ряда казанских оборонных предприятий. История его притязаний на руководство КВЗ тянется с 2016 года, но до сего дня Мантурову удавалось отбивать атаки. Видимо, это только подогрело аппетиты Николая Александровича – он стал претендовать уже на ВР. “Сыграло много чего, а решающим стал напор Колесова, – говорит другой наш собеседник. – Назначение готовилось не один год. Сердюков, хотим мы это услышать или нет, – человек, разбирающийся в технике, поставках, кадрах и так далее. Однозначно сказать, что он лоббист Колесова (в ОПК всем известно об их тесном общении – прим. ред.), нельзя, и были моменты, когда он становился на сторону Богинского. Но Сердюков понимает, что Колесов – более хозяйственный и дееспособный”.

Анатолий Сердюков (слева) и Николай Колесов (справа) © Евгений Биятов / РИА Новости

Почему смена “караула” происходит именно сейчас?

Один из наших собеседников объяснил, почему громкая отставка-назначение произошла под конец года, что вроде бы нелогично: “Предвидятся немалые проблемы с выполнением годового плана, а потому приняли соломоново решение о смене руководителя, ведь тогда и с Богинского не спросишь – ушел; Колесову вопрос не задашь – только пришел. К тому же в такой ситуации Богинского было бы трудно куда-либо назначить, а так – вполне”. Бывший шеф ВР стал заместителем гендиректора по гражданской авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) – гендиректором корпорации “Иркут”.

По нашим данным, Богинский забирает с собой из руководства ВР пять человек. С большой долей уверенности можно сказать, что одного из них заменит Ронис Шарипов – ближайший сподвижник Колесова, экс-гендиректор казанской “Радиоэлектроники им. Шимко” и “Туполева”, а ныне – замгендиректора КРЭТ. “Для Колесова эта фигура важна, – говорит наш источник. – Шарипов – реально рабочая лошадка, и у него со всеми нормальные отношения”.

Зачем это Колесову?

Одно дело – руководить производителем комплектующих, и совсем другое – финалистом, да еще в такой передовой и находящейся под пристальным вниманием руководства страны отрасли, как вертолетостроение. Кроме того, многие эксперты полагают, что в районе 2025 года ожидается возобновление роста спроса на вертолеты. Наконец, новое назначение открывает необозримые перспективы перед лелеемым Колесовым проектом национальной службы санитарной авиации. По задумке, НССА должна покрыть своей сетью всю Россию. Ее рабочая лошадка – “Ансат”, причем в модификации, которую создала подконтрольная Колесову казанская компания “Рычаг”. Потенциально это не одна сотня вертолетов, а также создание наземной инфраструктуры и вообще всей системы оказания воздушной медпомощи.

Но, как полагает один из наших собеседников, все эти соображения важные, но все же не главные: “Спрашивают: зачем это на старости лет вполне “упакованному” человеку? Да, внешне это повышение, но на деле – куча проблем. Уверен, Колесову сейчас нет дела до регалий и повышений. Он реально хочет великого дела и считает, что знает, как его сделать”.

Идёт ли речь о ликвидации детища Дениса Мантурова?

Главу минпромторга РФ называют автором идеи объединения всех вертолетостроительных заводов в единый холдинг. В 2002 году Мантуров создал и возглавил “Оборонпром” (в 2007-м из него выросли ВР), которому в 2004-м указом президента РФ передали акции федеральных отраслевых предприятий, а еще татарстанскую госсобственность – Казанский вертолетостроительный завод. Интерес Дениса Валентиновича к вертолетостроению объясняется тем, что его тесть – бизнесмен и экс-представитель “Аэрофлота” в Индии Евгений Кисель – сумел консолидировать пакет акций Улан-Удэнского авиазавода (УУАЗ) и в 1998 году устроил туда своего зятя заместителем гендиректора (до 2020-го им был Леонид Белых, его называют крестным отцом Мантурова в политике).

Тогда это предприятие вело ожесточенную конкурентную схватку с КВЗ, и создание фактически подконтрольного Улан-Удэ “Оборонпрома” было весомым успехом группы Мантурова. Казань “брали” по частям. В середине 2000-х КВЗ еще создал продвинутую версию самого массового советско-российского вертолета – Ми-8МТВ-5, которая стала основой благосостояния предприятия на последующие 10 лет, но узаконивавший изменения в конструкцию разработчик – Московский вертолетный завод – слил все эти наработки УУАЗу, а впоследствии КВЗ и вовсе запретили заниматься усовершенствованием “восьмерки”. В итоге УУАЗ ушел вперед и получает заказы на Ми-8 в приоритетном порядке, нишей же КВЗ фактически остались далеко не столь востребованные “Ансат” и Ми-38. Какое-то время казанцы держались за счет экспортных контрактов, но потом кончились и они. Апофеозом этой некрасивой истории стало прошлогоднее назначение на пост управляющего директора КВЗ сына Белых – Алексея Белых.

По мнению исполнительного директора отраслевого информагентства “АвиаПорт” Олега Пантелеева, рано говорить о том, что теперь для УУАЗа наступят темные времена. “Здравый смысл должен победить, – отметил эксперт в беседе с “БИЗНЕС Online”. – Все понимают, что между предприятиями должен быть разумный баланс. В целом для бизнеса холдинга отсутствие внутренней борьбы – все-таки плюс. Надо выстраивать единую продуктовую линейку, в которой вертолеты друг с другом за выгодные контракты не сражаются – это вообще нонсенс. Здесь показателен опыт Объединенной двигателестроительной корпорации, где подобные интриги казались еще более серьезными. Там самыми сильными были московский “Салют” и уфимский УМПО. Можно сказать, что уфимцы победили, но при этом московская площадка стабильно загружена, развивается”…

Заключение: Сменится ли руководство КВЗ?

Наши источники уверены, что с приходом Колесова следует ожидать тотальную кадровую чистку как в вертолетном холдинге, так и на входящих в него предприятиях, во всяком случае на КВЗ и УУАЗе (его возглавляет зять Леонида Белых Алексей Козлов) – точно, причем относительно быстро. “Перезагрузка управленческого персонала потребуется почти стопроцентная, – уверен один из наших источников. – Замена пары человек в данном случае ничего не решит”. Что интересно, по словам нашего собеседника, прощупывание настроений на КВЗ началось давно – у определенных сотрудников интересовались, как на предприятии воспримут кадровые перемены. “На КВЗ в ладоши хлопают, ждут не дождутся – имею в виду тот класс, который все эти годы реально работал, а не управленцев, – утверждает наш собеседник. – Поэтому у колесовской команды уже есть понимание, кого поднять, а с кем расстаться”.

По словам источника, есть и конкретный перечень кандидатур на руководящие должности на КВЗ, в том числе из менеджмента других казанских оборонных предприятий. Особо горящих желанием не наблюдается, поскольку каждый понимает, что “первое время придется в кабинете раскладушку ставить”.

Наконец один из наших собеседников не исключает того, что смена гендиректора ВР – только первая ступень многоходовки, а дальше последует присоединение “Вертолетов России” к Объединенной авиастроительной корпорации. Причем авиастроительный мегахолдинг тоже возглавит Колесов.

Наши собеседники считают такое продолжение вполне логичным. Ведь, как показывает опыт, по большому счету мы возвращаемся к конфигурации, похожей на советский авиапром.

По теме:

Кадровые перестановки в авиационном кластере Ростех