Почему рой беспилотников – роботов лучше F-35?

Согласно оценкам экспертов, глобальные расходы на военную робототехнику в 2025 году достигнут $16,5 млрд. И хотя по своей дороговизне это недотягивает до расходов, связанных с более традиционными проектами, уже сейчас в экспертной среде раздаются голоса: лучше несколько беспилотников, чем один самолет пятого поколения. Критики ударного истребителя F-35 Joint Strike Fighter не утихают. Программа по его созданию стартовала в 2001 году, и, по данным Пентагона, проект в целом обойдется в $1,3 трлн.

Оценка экспертов

Специалисты строили прогнозы, что F-35  станет основным типом боевого самолета в США и западных странах до 2065 года. Те, кто критиковал проект, ставший лакомым куском для корпорации Lockheed Martin, пеняли на его дороговизну и ограниченный боевой радиус действия самолета — порядка 1100 км (что ставит под угрозу базы его дислокации, особенно авианосцы). Американские эксперты в области аэронавтики и эксплуатации военных самолетов подсчитали, что полная стоимость создания и обслуживания каждого F-35 за все то время, которое он будет в строю, составит $670 млн. Гора золота весом с этот самолет стоит меньше.

Эти потрясающие воображение цифры, умноженные на тенденцию Army of None (Ничья армия, или Армия без людей), подтолкнули некоторых аналитиков к выводу: лучше вместо одного F-35 создавать эскадрильи военных беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Потерять, допустим, несколько дронов MQ-9 Reaper, стоящих $15–30 млн за единицу в зависимости от конфигурации, – все равно дешевле, чем крушение одного «золотого самолета». Не говоря уже о том, что будущее – именно за ИИ с «перерезанной пуповиной». Внутри этого направления наметились две тенденции.

Первая – постепенный, но неуклонный крен к полной автономности: все идет к тому, что дрон вскоре будет сам принимать решения об уничтожении цели. У беспилотников США (по крайней мере тех, о которых известно) такая самостоятельность пока не прописана. Фигура человека-оператора все еще является важной.

Операции с БЛА Predator и Reaper требуют от семи до десяти пилотов для обслуживания одной «орбиты» беспилотника в режиме 24/7. Еще 20 человек необходимы для управления датчиками на дроне, анализировать данные которых — задача уже других специалистов, из области разведки. Однако, к примеру, израильский дрон Harpy уже перешел черту полной автономии. В отличие от американских «коллег», он может обследовать обширную территорию в поисках вражеских радаров и, едва найдя, уничтожать их, не спрашивая разрешения человека. Он был продан нескольким странам, Китай на его основе разработал собственный вариант БЛА.

Вторая тенденция — научить роботов работать “роями”, позволяя им проявлять «коллективный разум».   «Скоординированное поведение — это разница между баскетбольной командой и пятью болванами, которые сами бегут к корзине, — объясняет Шарр. — Разница между сворой одиноких волков и волчьей стаей». В 2016 году Соединенные Штаты продемонстрировали 103 воздушных дрона, летящих вместе роем, который бы описан как «коллективный организм, разделяющий один распределенный мозг для принятия решений и адаптирующийся друг к другу, как стаи в природе». Несколько месяцев спустя Китай представил рой из 119 дронов.

По теме:

Статус программ беспилотной авиации России