Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» – филиал РСК «МиГ» Объединенной авиастроительной корпорации 1 февраля отмечает 90-летие со дня образования. Сегодня предприятие специализируется на ремонте и модернизации самолетов МиГ-31, МиГ-29 и МиГ-29УБ, а также производстве основных комплектующих для МиГ-35, МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2. Завод также участвует в кооперации по другим программам ОАК.
«За 2021 год выручка НАЗ «Сокол» возросла в 1,4 раза, завод полностью загружен. Заработная плата сотрудников увеличилась на 18%. В среднем ее размер на 10% превышает среднюю зарплату по Нижнему Новгороду. В 2022 году у НАЗ «Сокол» обширная производственная программа. Имеются подписанные на ближайший период контракты по гособоронзаказу на ремонт и модернизацию самолетов, идет работа по заключению новых на перспективу. Будем продолжать работать и по линии военно-технического сотрудничества», – рассказал директор НАЗ «Сокол» Владимир Семенов.
В рамках Федеральной целевой программы реконструкции и модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса на заводе за последние годы завершены работы на территории механического и агрегатного производств, цеха входного контроля, летно-испытательного комплекса, на реконструкции находится производство технологической оснастки. На предприятии активно идет усовершенствование производственной системы, целью которого является снижение затрат и издержек на выпуск продукции за счет оптимальной организации процесса ее создания.
История образования авиазавода
НАЗ «Сокол» (ранее – Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе) основан 1 февраля 1932 года. За время своего существования предприятие выпустило более 43,5 тысяч самолетов. Его история началась с производства авиационной техники, разработанной в опытно-конструкторских бюро Н.Н. Поликарпова и С.А. Лавочкина. Только за годы Великой Отечественной войны завод выпустил 19,2 тысячи самолетов, внеся неоценимый вклад в победу советского народа над фашистской Германией. С 1949 года НАЗ «Сокол» сотрудничает с опытно-конструкторским бюро А.И. Микояна, производя истребители семейства «МиГ». Предприятие четыре раза было отмечено правительственными наградами: в 1936-м и 1970-м годах – орденами Ленина, в 1941-м – орденом Трудового Красного Знамени, а в 1982-м – орденом Октябрьской Революции.
Строительство Нижегородского авиастроительного завода на берегах Волги началось в октябре 1929 года, а уже в 1932 году предприятие официально вступило в строй действующих. Авиапрому страны была поставлена задача модернизации ВВС и окончательной замены иностранных типов самолетов машинами собственного производства.
Новое предприятие начало выпускать авиационную технику, разработанную в КБ Поликарпова (самолеты И-5, И-16) и Лавочкина (истребители ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Ла-9, Ла-11, Ла-15). Тридцатые годы ХХ-го века тесно связаны с именем уроженца Нижегородской области, Валерия Чкалова. Он был шеф-пилотом авиазавода и проводил испытания истребителей КБ Поликарпова.
В годы Великой Отечественной войны небо страны защищали более 19,2 тыс. самолетов, выпущенных предприятием с 1941 по 1945 годы. История бывшего Горьковского авиазавода имени Серго Орджоникидзе, а в настоящее время – ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» – это, прежде всего, история создания в России истребительной авиации.
Реактивная эра
Новая эпоха в истории завода, связанная с производством истребителей, началась в 1949 году с сотрудничества с конструкторским бюро А.И. Микояна. Завод стал выпускать истребители марки «МиГ». Всего на авиазаводе построено около 13,5 тыс. «МиГов».
С 1969 по 1985 гг. заводом серийно производился истребитель-перехватчик МиГ-25 – первый в истории авиации цельносварной самолет, имеющий конструкцию планера, выполненную на 80% из высокопрочных сталей и титана.
МиГ-25, на котором было установлено 29 мировых рекордов скорости, скороподъемности и высоты полета не только определил дальнейшую судьбу мировой авиации, положив начало новому поколению боевых самолетов: освоение этого изделия предрешило настоящую техническую революцию на предприятии. Реконструкция, проведенная в конце 60-х годов, сделала Горьковский авиационный завод одним из самых высокотехнологичных предприятий отрасли.
С 1979 года серийно производится ставший логическим продолжением МиГ-25 и не имеющий аналогов в мире тяжелый дальний перехватчик MиГ-31 , первый отечественный боевой самолет четвертого поколения.
В 1984 году было успешно освоено производство одного из лучших истребителей современности – учебно-боевого МиГ-29УБ.
За 45 лет серийного производства истребителей МиГ предприятие выпустило около 13500 боевых самолетов, а самые известные – МиГ-21 и МиГ-29УБ – были экспортированы в более чем 30 стран мира.
В 90-е годы на предприятии были осуществлены работы по глубокой модернизации истребителей МиГ-21 (модификации МиГ-21БИС) в МиГ-21-93, МиГ-29УБ в МиГ-29УБТ, MиГ-31 , позволившие значительно поднять эффективность боевого применения этих самолетов.
В 1996 году на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол» начались совместные с ОКБ им. А. С. Яковлева работы по созданию перспективного самолета Як-130, предназначенного как для первоначального обучения курсантов, так и для тренировки летного состава. Позднее разрабатывается учебно-боевой Як-130, способный решать задачи многофункционального ударного тактического истребителя. Изготовлены и переданы для проведения гос. испытаний три самолета опытной партии. Начато производство установочной партии УБС ЯК-130 по заказу Министерства обороны РФ.
Новый импульс получили сегодня кооперационные связи ОАО «НАЗ «Сокол» с Российской самолетостроительной корпорацией «МиГ». В настоящее время НАЗ «Сокол» — филиал АО «РСК «МиГ». Крупный пакет акций «Сокола» (99,65%) принадлежит компании ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация».
Заключение
Сегодня приоритетные направления деятельности завода помимо производства, модернизации, испытаний, ремонта и поставки в ВВС РФ и за рубеж военной авиационной техники включают производство продукции гражданского назначения.
Высокий уровень квалификации персонала, использование предприятием передовых технологий и уникального оборудования, соответствующая современным международным стандартам система менеджмента качества позволяют решать задачи практически любого уровня сложности, обеспечивая высокое качество выпускаемой продукции.
«Сокол» активно занимается исследованиями рынка авиационной техники и установлением деловых связей, принимая участие в специализированных выставках и авиационно-космических салонах, проходящих в различных странах мира
Мнение: Славная история авиазавода, которая остаётся в нашей памяти! Поздравляю Заводчан с 90 летним Юбилеем, Желаю долгой памяти успехов поколений!