Примеры парнёрства науки и авиационной промышленности

В конце марта 2022 года Центральный аэрогидродинамический институт посетила делегация ПАО «Корпорация «Иркут». Стороны обсудили совместные проекты, которые стали примером партнерства науки и промышленности в интересах развития гражданского самолетостроения России. Об этом рассказали в пресс-службе ЦАГИ.

Институт представляли генеральный директор, член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало, первый заместитель генерального директора Александр Медведский, руководители ключевых направлений деятельности ЦАГИ – аэродинамики, прочности, развития и эксплуатации экспериментальной

В состав делегации ПАО «Корпорация «Иркут» входили первый заместитель генерального директора Анатолий Гайданский, заместитель генерального директора по разработке авиатехники – директор Инженерного центра, главный конструктор МС-21 Константин Попович, заместитель главного конструктора по прочности Андрей Яшутин и специалисты конструкторского бюро.

Программа визита предусматривала обсуждение текущих и перспективных работ на объектах экспериментальной базы ЦАГИ, которые задействованы в совместных проектах с ПАО «Корпорация «Иркут». Среди них, в частности, ресурсный стенд кессона крыла самолета МС-21, большая климатическая камера со стендом испытаний руля направления перспективного лайнера, модель широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета в трансзвуковой аэродинамической трубе Т-128.

Новые возможности ЦАГИ были представлены гостям при посещении цеха производства крупногабаритных изделий из композиционных материалов, опытного производства института, а также инновационной площадки ЦАГИ – Технопарка в сфере высоких технологий.

«Сейчас перед нашей отраслью не только встают новые вызовы, но и открываются новые возможности. Реализовать их – наша задача. Партнерство с ПАО «Корпорация «Иркут» – крепкий фундамент для развития флагманских проектов в интересах отечественного воздушного транспорта. Обсуждение краеугольных для отрасли вопросов в центре авиационной науки с наглядным представлением о новых технологиях и возможностях – неоценимый драйвер нашего сотрудничества», – резюмировал Кирилл Сыпало.

Анатолий Гайданский заявил: «Сотрудничество с ЦАГИ это обязательное условие развития новых авиационных проектов. Эффективность нашей совестной работы еще раз доказана в ходе успешно проведенных статических испытаний кессона крыла самолета МС-21, изготовленного из российских композитов».

Ученые ЦАГИ исследуют концепции создания самолетов различной грузоподъемности

Ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») провели серию испытаний моделей самолетов различной грузоподъемности. Эксперименты проведены в рамках НИР «Разработка концепций для создания магистральных и региональных самолетов следующего поколения» по госконтракту с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Цель исследования — разработать концепцию создания семейства воздушных судов различной грузоподъемности с минимальными затратами. «Когда мы проектируем самолет с увеличенной грузоподъемностью или дальностью полета на базе другого — это всегда и увеличение взлетного веса. Логичный шаг в этом случае — проектирование крыла большей площади по сравнению с прототипом. В то же время целесообразно максимально использовать существующие элементы конструкции. В данной работе мы изучаем способы создания новой компоновки крыла с минимальными затратами времени и ресурсов», — рассказал начальник отдела отделения аэродинамики самолетов ФАУ «ЦАГИ» Иван Чернышев.

Специалисты российского центра авиационной науки предложили технологию проектирования крыльев различной площади для линейки перспективных транспортных воздушных судов. Объектами исследования стали две компоновки. Первая — тяжелый коммерческий (транспортный) самолет с двумя двигателями и полезной нагрузкой 70–80 т. Вторая — сверхтяжелый вариант с четырьмя двигателями, полезная нагрузка которого вдвое выше. Для упрощения и удешевления создания большого самолета внешняя консоль крыла взята от крыла «младшего» члена семейства, а площадь увеличена за счет центропланной вставки с дополнительными двигателями. Предварительно ученые ЦАГИ выполнили аэродинамическое проектирование крыльев отдельно для каждой компоновки. Далее специалисты спроектировали составное крыло четырехдвигательного самолета на базе двухдвигательного.

«Главный вопрос — каковы будут потери в аэродинамических характеристиках при таком подходе по сравнению с проектированием крыла с чистого листа. Ответ на него и был целью исследования», — пояснил Иван Чернышев.

Ученые провели серию испытаний тематических моделей. Эксперименты проводились в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-106. По их результатам ученые пришли к выводу, что составное крыло по аэродинамическому качеству всего на 1,5% уступает варианту, спроектированному с нуля. Это подтверждает эффективность разработанной концепции. Также испытания подтвердили скоростные характеристики.